Александр Горбовский Загадки древнейшей истории (книги)
Александр Горбовский
Загадки древнейшей истории
Scan, OCR, SpellCheck: Miger, 2006 доп. вычитка — Faiber (проект вычитки книг на Альдебаране)
«Горбовский А. Загадки древнейшей истории (Книга гипотез)»: Знание; М.; 1971
Аннотация
Это книга гипотез о существовавшей когда то на Земле высокой цивилизации, которая была уничтожена в результате мировой катастрофы, изменившей очертания материков и судьбы человечества. Для доказательств своих смелых предположений автор — писатель и ученый использует последние данные различных наук, отстаивая свое право на гипотезы. Увлекательно написанная книга рассчитана на шнрокий круг читателей.
Александр ГОРБОВСКИЙ
ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
(Книга гипотез)
Предисловие
Первое издание книги Александра Горбовского «Загадки древнейшей истории», опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время — время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.
Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.
А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений — далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто — дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.
Автор сказки о ковре самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, — они оба творцы самолетов, хотя и на разных эгапах бесконечной эстафеты развитии человеческого раэума.
Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.
Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.
В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.
Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук
СЛЕДЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА
Память о катастрофе
Священные тексты и мифы разных народов являются, по сути дела, самыми древними источниками, дошедшими до нас. Некоторые открытия последних лет подтверждают факты, о которых раньше мы могли узнать только из эпоса или религиозных книг. И в этом нет ничего удивительного. Так называемые «священные книги» и мифы, неизбежно вбирая в себя сведения из народной памяти, несут в себе отголоски действительных событий. Еще Ф. Энгельс отметил, что предания народов представляют собой одну из абстракций, которые могут послужить тому, «чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев». Вот почему историк должен стремиться найти в преданиях и религиозных текстах то истинное и рациональное, на что может опереться наука.
Так поступил, например, немецкий археолог Г. Шлиман. Следуя едва заметному пунктиру, намеченному гомеровскими строками, среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, казавшаяся всем лишь прекрасным вымыслом, игрой воображения, оказалась реальностью. Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия забытые города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называют пять городов; Эриду, Баб Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминающиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся «допотопных» городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.
Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшее некогда этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие.
«Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, — читаем мы в библии, — в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».
Но за тысячи лет до того, как были начертаны эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:
«Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды — страшно глядеть не погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого».
Как и в библейском варианте, речь шла о потопе, ниспосланном, чтобы истребить род человеческий. Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк. До нас дошли некоторые из изображений этого события.
Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский этнолог Дж. Фрезер отмечает, например, что из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.
Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:
«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а „тетзонтли“ (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики — Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…»
А вот как писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: «Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение».
Память об этом сохранилась и у индейцев бассейна Амазонки, предания которых рассказывают, что однажды раздался страшный рев и грохот. Все погрузилось во мрак, а потом на землю обрушился ливень, который смыл все и затопил весь мир.
«…Вода поднялась на большую высоту, — гласит одно из бразильских преданий, — и земля вся была погружена в воду. Мрак и ливень не прекращались. Люди бежали, не зная, куда укрыться; взбирались на самые высокие деревья и горы».
Очевидно, в тот же период происходила и горообразовательная деятельность. Индейцы островов королевы Шарлотты утверждают, например, в своих мифах, что до катастрофы земля не была такой, как сейчас, и что тогда совсем не было гор. «Кодекс Чималпопока» упоминает о вздымавшихся красных горах, очевидно, раскаленных или покрытых расплавленной лавой.
Подобные же воспоминания о предполагаемой катастрофе, которая, кроме потопа, сопровождалась ураганами, землетрясениями и вулканической деятельностью, сохранились и у африканских народов.
Речь идет, по видимому, о какой то катастрофе, которая произошла вблизи этих районов, где то между Америкой и Африкой. Это видно хотя бы по тому, что по мере удаления от Атлантики характер мифов меняется. Масштабы катастрофы становятся как бы меньше. Предания рассказывают только о сильном наводнении.
Например, в преданиях индейцев Аляски (племя тлингит) говорится только о потопе. Немногие уцелевшие люди плыли на каноэ к вершинам гор, чтобы спастись от бушующих вод. Медведи и волки, подхваченные потоком, безбоязненно подплывали к лодкам, и людям приходилось копьями и веслами отгонять их.
В Южной Америке можно видеть ту же картину: речь идет преимущественно о потопе, от которого люди спаслись, поднявшись на вершины гор.
Если же мы будем мысленно двигаться от предполагаемого центра катастрофы на восток, через Средиземное море, Персию и дальше до Китая, то увидим, как постепенно и последовательно меняется характер преданий. Греческий эпос сообщает, что во время потопа содрогалась земля. «Одни искали холмы повыше, другие садились в лодки и работали веслами там, где еще недавно пахали, третьи снимали рыб с верхушек вязов…» До этого района докатились, как мы видим, только колебания почвы и волна наводнения, которая не затопила высоких холмов и поднялась не выше верхушек деревьев.
В священной книге древних иранцев «Зенд Авеста» говорится, что во время потопа «по всей земле вода стояла не высоте человеческого роста…»
Предания утверждают, что в юго восточном районе Азии, в Китае, воды моря, залив сушу, отступили затем от побережья на юго восток. Естественно предположить, что если в одном районе земного шара была огромная приливная волна и воды доходили даже до горных вершин, то где то в противоположном районе должен был быть отлив. Постепенно по мере движения на восток уменьшалась и высота водного покрова: в Центральной Америке вода доходила до вершин самых высоких гор, в Греции — не выше холмов и верхушек деревьев, а в Персии достигала высоты человеческого роста.
Такова та единая картина, которая складывается из множества разрозненных воспоминаний, сохранившихся в памяти разных народов.
Кроме повсеместности, в сообщениях о потопе обращает на себя внимание еще одно обстоятельство: странные совпадения некоторых деталей об этом событии. Совпадения, которые обнаруживаются у народов, разделенных многими тысячами километров.
Так, почти везде фигурируют некие предвестники беды, предупреждавшие людей о надвигавшейся катастрофе.
В вавилонском эпосе о предстоящем потопе царя Ксисутроса предупреждает бог Эа: «Сын Убара Туту, — сказал он, — разрушь свой дом и построй вместо него корабль. Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Но возьми с собой на корабль разные живые существа».
Примерно то же самое говорил бог в ацтекском кодексе; «Не делай больше вина из агавы, а начни долбить ствол большого кипариса и войди в него, когда в месяце Тозонтли вода достигнет небес».
В Библии такой посланец, который предложил Ною сделать ковчег, также выступает в облике бога.
Подобно христианскому богу, богу Эа и богу тихоокеанских легенд индийский бог Вишну также предупреждает человека о предстоящем бедствии.
На островах Тихого океана также имеются многочисленные предания о каких то пришельцах, предупреждавших о катастрофе. Те, кто построил себе плоты, говорят предания, спаслись. Летописи Бирмы рассказывают о человеке, «явившемся из высшей обители». «Одетый в черное, он ходил везде, где собирался народ, по улицам и скорбным голосом предупреждая людей о том, что должно произойти».
Другой общий штрих: в числе предупрежденных и спасшихся от гибели постоянно фигурируют два человека — мужчина и женщина (иногда сопровождаемые детьми).
В библейских текстах это Ной и его жена, в греческих легендах — Девкалион и Пирра, в Уэлсе — Дюэйввен и Дюэйвич; Бит и Биррен ирландского эпоса, муж и жена — легендарные родоначальники басков.
Та же картина — по другую сторону Атлантики. У ацтеков, индейцев Бразилии, североиндейских племен — повсюду повторяется та же тема: два человека, мужчина и женщина, спасшиеся от потопа.
Следующая общая черта: спасаясь от надвигающегося бедствия, предупрежденные берут с собой различных животных. Так поступает библейский Ной и древнемексиканский Ната, персонаж канадских индейцев Этси и индийский Ману, Троу на Борнео и герой шумерскогв эпоса о потопе Ксисутрос.
Когда воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершине горы, первой появившейся из воды: «У горы Нацир корабль остановился. Гора Нацир корабль удержала, не дает качаться…» («Эпос о Гильгамеше»). У Ноя эту функцию выполняет гора Арарат, у героя греческого потопа Девкалиона — гора Офрис (или Парнас), у спасшегося от потопа предка жителей Таити — вершина гори Питохито и т. д.
Перечень, казалось бы, необъяснимых аналогий этим, однако, не исчерпывается.
Библейский Ной, для того чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Делал он это трижды. Когда голубь вернулся с масличным листком в клюве, это было знаком, что воды пошли на убыль.
Герой значительно более древней шумерской легенды о потопе, который также спасся в ковчеге, тоже выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли где нибудь земля.
Точно так же поступали, оказывается, и герои американских преданий о потопе, о которых рассказывают индейцы Вест Индии, Центральной и Северной Америки. Когда воды шли на убыль, птица приносила спасшимся в клюве зеленую ветку.
Более двух тысяч лет читая Библию, люди находили там упоминание о радуге, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Когда же при археологических раскопках были обнаружены глиняные таблички с текстом древнешумерского эпоса о Гильгамеше, стало известно, что это воспоминание о радуге заимствовано оттуда.
Но почему это же сообщение мы находим в священных книгах и преданиях Америки, в полинезийских мифах? Подобно христианскому преданию и преданию древнего Шумера, прекращение потопа в мифах Америки и Тихого океана тоже знаменуется радугой, которая появляется в небе.
Не менее удивительны и другие необъяснимые, казалось бы, аналогии.
У ацтеков, обитавших в Мексике, сохранилась следующая запись. Бог Титлакахуан предупредил человека по имени Ната об ожидаемой катастрофе и, подобно христианскому богу, посоветовал ему сделать себе ковчег.
Остальные боги были уверены, что все люди погибли. Но когда воды успокоились, Ната и его жена добыли огонь и стали жарить рыбу. Запах поднялся к небу, и боги догадались, что кто то из людей уцелел.
— Что за огонь там? — воскликнули они, — Зачем он так коптит небо?
Разгневанные боги хотели довершить дело уничтожения человеческого рода, но Титлакахуан уговорил их простить спасшихся.
В Библии тоже можно прочесть, что после потопа Ной развел огонь и именно по запаху сожженной жертвы бог узнал, что люди спаслись.
Но, как известно, библейские мифы восходят к еще более ранним, в честности к вавилонским источникам. Здесь совпадение оказывается еще более поразительным. После потопа «боги собрались, как мухи», на запах жертвы. По этому запаху они узнали, что спасся какой то человек со своей женой и, как и их коллеги а Мексике, придя в страшный гнев, решили было уничтожить этих людей. И точно так же заступничество бога Эа, предупредившего в свое время людей о потопе, спасло их.
Множественность подобных аналогий, а также повсеместность сообщений о потопе дают основания предположить, что в основе их лежит некое реальное событие, действительно происшедшее на памяти человечества.
Гибель из бездны
Сообщая о причине катастрофы, постигшей Землю, древнеиндийские священные книги говорят, что она была вызвана «богом Хаягривой, обитавшим в бездне». Халдейские мифы упоминают о неком «архангеле бездны».
Что же было это за нечто, явившееся из бездны пространства, чтобы заставить содрогнуться планету и на многие века остаться в памяти человечества?
Среди греческих мифов есть предания о Фаэтоне (греч. — «пылающий»). Легенда гласит, что сын Гелиоса (Солнца) Фаэтон упросил отца доверить ему на один день управление солнечной колесницей, которая проходит по небу. Но сын не сумел направить коней по обычному пути и слишком приблизился к Земле, испепеляя ее своим жаром. Тогда Зевс поразил юношу молнией, и Фаэтон рухнул на Землю.
Некоторые ученые считают, что легенда о Фаэтоне повествует о падении на Землю огромного метеорита.
Как известно, вокруг нашего Солнца, кроме планет, вращается целый пояс довольно крупных небесных тел — астероидов. Астрономы подсчитали общую массу этого пояса. Оказалось, что если бы пояс астероидов «сложился» в одно тело, получилась бы планета диаметром в 5900 километров. Ряд астрономов предполагает, что когда то такая планета существовала. Она была меньше Марса и больше Меркурия. Ее орбита проходила между Марсом и Юпитером. Планета, названная Фаэтоном, по имени мифического героя, погибла от какой то гигантской космической катастрофы, а ее обломки, несущие в себе угрозу новых катастроф, продолжают вращаться вокруг Солнца.
Это предположение современных исследователей перекликается с сообщением, полученным Солоном в Египте. Как повествует Платон, жрецы говорили Солону, что под мифом о Фаэтоне «скрывается та истина, что светила, движущиеся в небе и кругом Земли, уклоняются с пути и через долгие промежутки времени истребляется все находящееся на Земле посредством сильного огня».
Целый ряд дошедших до нас сообщений, связанных с катастрофой, упоминает о появлении на небе каких то тел, упавших затем на Землю (или удалившихся от нее). Так, V книга «Сибиллы» говорится о появлении на восточном горизонте какого то огненного тела, свет которого затмил свет Солнца и которое затем обрушилось в океан. Ирландские предания говорят о странных «облаках», возникших на небе после потопа, которые распадались и падали на Землю, причиняя величайшие разрушения. Очевидно, к числу подобных сообщений принадлежит и одно из индийских преданий, утверждающее, что после потопа на небе взошло семь солнц, а потом одно солнце пожрало шесть остальных.
Сохранились ли на Земле какие либо подтверждения этим сообщениям о падении на нее космических тел?:
Да, такие подтверждения есть, и их достаточно много.
На эстонском острове Саарема есть большое озеро Каалипюхаяра, Святое озеро. Исследования показали, что озеро это не что иное, как котлован, образовавшийся в результате падения какого то огромного тела. 2500 лет назад в плотные слои земной атмосферы вошел огромный метеорит, который, распавшись, упал на Землю в виде метеорного дождя. Одна из «капель» этого дождя, весившая 550 тонн, и вырыла этот котлован, выбросив тысячи кубометров грунта.
Когда подобные события космического характера происходят на глазах людей и на памяти человечества, они надолго остаются в устных преданиях и мифах. Так, у индейцев племени навахо бытовало предание о боге, который опустился в таком то месте долины в огненном столбе, уничтожившем все вокруг. В месте, которое указывалось как точка приземления бога, оказался огромный метеоритный кратер глубиной свыше ста метров и почти в полтора километра диаметром.
Падения на Землю космических тел отмечаются и в более близкие нам времена. Таким был метеоритный дождь в 1868 году, когда под Варшавой выпало около 100000 камней, некоторые из которых весили до 10 килограммов. Еще ранее, в 1847 году, камень метеоритного происхождения упал на дом в Богемии, пробил крышу и свалился на кровать, на которой спали трое детей. К счастью, никто из них не пострадал. Всего же с 1790 по 1954 год зарегистрировано 27 попаданий метеоритов в дома.
Впрочем, далеко не все из подобных вторжений носили столь безобидный характер. 24 июня 1938 года небо Пенсильвании озарилось вспышкой яркого света и оглушительный взрыв поднял жителей Питтсбурга с постелей. Все решили, что взорвались пороховые склады. Как выяснилось на следующий день, склады остались целы. Это был взрыв метеорита, упавшего неподалеку от города. Если бы он вошел в атмосферу несколько под иным углом, город оказался бы уничтожен, а полмиллиона его жителей — убиты.
Соответственно чем больше масса метеоритного вещества, обрушившегося на Землю, тем большими разрушениями чревато подобное событие.
Сколь велика угроза подобных катастроф космического происхождения? Известный польский астроном Ян Гадомский приводит следующие расчеты:
—
Радиус небесного тела (м) — 65
площадь полного разрушения — 20 кв км.
частота падений — раз в 22000 лет
—
Радиус небесного тела (м) — 130
площадь полного разрушения — 160 кв.км.
частота падений — раз в 120000 лет
—
Радиус небесного тела (м) — 4250
площадь полного разрушения — Половина Европы
частота падений — раз в 260 млн.лет
—
Радиус небесного тела (м) — 8500
площадь полного разрушения — Половина Азиатского континента
частота падений — раз в 1 млрд.лет
—
Радиус небесного тела (м) — 17000
площадь полного разрушения — Половина Земного шара
частота падений — раз в 4.4 млрд.лет
—
Земля существует достаточно долго для того, чтобы пережить падение многих из космических тел подобного масштаба. Это может произойти, если какой либо из астероидов окажется в области притяжения Земли и упадет на нее. Один из них имеет диаметр 17 километров (Эрос), диаметр другого, известного под названием Церера, — 770 километров. Трудно представить себе, сколь необратимым последствиям для Земли и ее обитателей привело бы столкновение с подобным телом. «Такие тела, — писал по этому поводу английский журнал „Discovery“, — могут уничтожить или причинить ущерб целой цивилизации».
В разных местах Земли насчитываются десятки следов от столкновения нашей планеты с телами, пришедшими из космоса. Один из самых больших таких рубцов находится в Южной Африке. Долгое время гигантскую чашу диаметром в 40 километров считали кратером погасшего вулкана. При более детальном исследовании оказалось, что он не вулканического происхождения, а представляет собой результат падения на Землю какого то большого тела из космического пространства. Приблизившись к поверхности, тело это взорвалось с мощностью, в 20 раз превышавшей силу взрыва самой крупной из современных водородных бомб. Произошло это около 250 миллионов лет назад.
В этой связи можно вспомнить и «Тунгусский метеорит», истинная природа которого не выяснена до сих пор.
Следует заметить, что мы можем наблюдать лишь ничтожно малую часть следов подобных падений. Как известно, 70% поверхности земного шара занимают моря и океаны. Соответственно большинство «попаданий» космических тел должно приходиться на них. Кроме того, за миллиарды лет существования нашей планеты обширнейшие участки суши, целые материки, опускались и становились дном океана. Другие районы, наоборот, поднимались из воды, образуя сушу. Время и геологические процессы постоянно стирали следы падения на Землю крупных космических тел.
Мы упоминали уже, что из сохранившихся преданий и текстов следует, что во время катастрофы море далеко отступило от побережья Китая, а то время как на противоположной стороне поднялась огромная приливная волна. Директор софийской обсерватории Н. Бонев считает, что подобный эффект мог быть вызван гигантским астероидом, приблизившимся к Земле. Если бы Церера, пишет он, прошла от Земли на расстоянии шести земных радиусов, это вызвало бы приливную волну, раз в 10 сильнее обычного прилива. Такой волны, прокатившейся по земному шару, было бы достаточно, чтобы смыть с обширных районов суши все, что там находилось.
Некоторые исследователи допускают также мысль о столкновении в прошлом нашей Земли с кометой или, как считает американский исследователь И. Великовский, даже с хвостом кометы. Уж не об этом ли небесном «Великом Змее», появившемся в небе и упавшем на Землю, читаем мы в пятой книге кодекса майя «Чилам Балам»? «Шел огненный дождь, — гласит кодекс, — земля покрылась пеплом, деревья клонились к земле. Камни и деревья были разбиты. С неба сорвался Великий Змей… Небо вместе с Великим Змеем рухнуло на Землю и затопило ее».
Предполагаемое столкновение Земли с ядром кометы способно причинить нашей планете бедствия не меньших масштабов, чем встреча с астероидом. Как рассчитал известный американский астроном Г. Юри, энергия, выделившаяся от такого столкновения, была бы равна энергии 500000 водородных бомб.
Есть и другая гипотеза. Некоторые предполагают, что небесным телом, которое проходило вблизи Земли и попало в поле ее тяготения, была Луна.
Согласно этой теории, астероиды и мелкие планеты, вращающиеся вокруг Солнца, попадают в поле притяжения больших планет и становятся их спутниками. Если такой спутник приходит со стороны внешней орбиты, он вращается вокруг планеты против часовой стрелки. В качестве примеров можно назвать спутника Земли — Луну, спутников Сатурна — Япет и Юпитера — «VII». Если же такое тело находилось на внутренней (по отношению к планете) орбите, то, став спутником, оно начинает вращаться по часовой стрелке. Примерами этого могут служить спутники Сатурна — Феба и Юпитера — «VIII».
Известный шведский астроном Ханнес Альвен в статье «О происхождении Земли и Луны» («Наука и человечество», 1964) рассказывает о теории немецкого астронома Герстенкорна, которая, по его словам, по видимому, решает проблему Луны. Согласно расчетам Герстенкорна, первоначально Луна была планетой, которая вращалась по орбите, очень близкой к земной. Затем Луна была захвачена Землей и начала двигаться вокруг нее. Постепенно Луна приближалась к Земле, ее видимый диаметр все увеличивался и, наконец, стал превышать современный более чем в 20 раз. «Одновременно увеличились и приливы, — пишет Ханнес Альвен. — Когда луна находилась в минимальном удалении от Земли, высота приливной волны достигала нескольких километров».
На какое то время сила земного притяжения на поверхности Луны превысила силу лунного. Такая ситуация возникает, когда спутник, приближающийся к планете, переходит через предел Роше, который для Земли равен примерно 2,86 земного радиуса. Затем под воздействием сложной системы гравитационных сил Луна стала снова удаляться oт Земли, пока на заняла своего нынешнего положения.
Герстенкорн не одинок в этом своем мнении. Как считает американский астроном Г. Юри, Луна — своего рода аномалия в Солнечной системе. Она слишком велика, чтобы быть «обычным» спутником. По его мысли, Луна — в прошлом планета — стала спутником вследствие космической катастрофы. Мимо нее прошло огромное космическое тело, которое свело ее с орбиты. Луна потеряла скорость движения и, попав в сферу земного притяжения, была в конце концов, по выражению Г. Юри, «поймана» Землей.
Очевидно, идея «захвата» Луны, как таковая, имеет право на существование, тем более что недавно противоположного порядка гипотеза была выдвинута в отношении Меркурия. По мысли ряда исследователей, Меркурий стал самостоятельной планетой недавно. До этого он был спутником Венеры.
Любопытно, что некоторые из дошедших до нас мифов считают Луну причиной происшедшей космической катастрофы. Это указание можно найти, в частности, в финском эпоса «Калевала», южноамериканских преданиях.
Смутные отголоски того времени, когда на ночном небе Земли, возможно, не было Луны, мы находим в преданиях различных народов. Может, не случайно и майя в своих хрониках, уходящих традицией в период до потопа, не упоминают о Луне. Ночное небо у них освещает не Луна, а Венера!
В Южной Африке бушмены в своих мифах о катастрофе также утверждают, что до потопа Луны на небе не было.
На юге Греции, в Пелопоннесе, была когда то легендарная страна Аркадия, жители которой не знали ни забот, ни горестей. Такой была, по преданию аркадийцев, их родина до потопа. Потоп, говорили аркадийцы, был очень давно, когда Луна, появившаяся после катастрофы, не сияла еще на небе, Позднее эллины так и называли аркадийцев «долунные».
О том, что некогда на земном небе не было Луны, писал в III веке до н. э. Аполлоний Родосский, главный смотритель великой Александрийской библиотеки. Он пользовался при этом древнейшими рукописями и текстами, которые впоследствии были потеряны, погибли и не дошли до нас.
Греческий математик и астроном Анаксагор (V в. до н.э.), тоже пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, утверждал, что Луна появилась в небе позже возникновения Земли.
Следы приливов и отливов, имеющиеся на Земле, свидетельствуют, что причина, вызвавшая их, должна была существовать миллионы лет. Но это еще не значит, что в качестве такой причины может выступать только то тело, которое известно нам сегодня под именем Луны. На такую мысль наводят массы метеоритного вещества, обнаруженные недавно в центральном районе Южноамериканского материка По мнению ряда ученых, это свидетельствует о катастрофе, постигшей существовавший некогда другой спутник Земли, ее «первую Луну». Массы этого вещества, обнаруженные на столь большом пространстве, и есть не что иное, как остатки этого спутника, упавшего на Землю.
Значительные массы вещества космического происхождения найдены не только в Южной Америке, но и в других районах Земли. Так, Дж. Л. Ворзель, обнаруживший некоторое время назад слой белого пепла (от 5 до 30 см), занимающий огромные пространства на дне Тихого океана, отмечая удивительную однородность и толщину этого слоя, связывает его появление с космическими причинами. Избыток никеля в океанских отложениях некоторые исследователи также объясняют потоком метеоритных обломков, обрушившихся некогда на Землю.
Таким образом, была ли причиной катастрофы Луна, комета или астероид (упавший на Землю или прошедший в опасной близости от нее), на этот счет существуют различные гипотезы. Впрочем, сейчас, пожалуй, важен не столько однозначный ответ о причине происшедшей катастрофы, сколько различного рода материальные подтверждения самой возможности такой катастрофы: следы и свидетельства того, что подобное явление действительно могло иметь место. И многочисленные подтверждения этого, как видим, действительно существуют.
Летом 1968 года в английский парламент поступил запрос: по имеющимся сведениям, английское правительство полностью доверяет выводам советских астрономов, что астероид Икар не столкнется с Землей в момент их наибольшего сближения — 15 июня 1968 года. Но, если опасность столкновения все таки существует, какие следует предпринять меры?
Нетрудно представить себе, сколь гибельной для Земли могла бы оказаться эта встреча с космическим телом диаметром свыше километра, несущимся в пространстве со скоростью 100000 километров в час.
Беспокойство, прозвучавшее в этом запросе, восходит к тревоге, волновавшей человечество на самой заре его существования. Древним народам, потрясенным катастрофой, и их потомкам даже тысячелетия спустя земля под ногами продолжала казаться ненадежной. Арии, пришедшие в Индию из неизвестной своей прародины, в священных гимнах просят Бога «твердо держать землю».
Ожиданием повторения катастрофы была отмечена вся жизнь майя. Этим же тревожным ожиданием отмечены и многие места библейских текстов: «Солнце померкнет, и Луна не даст света своего. И звезды спадут с неба, а силы небесные поколеблются… О дне же том и часе никто не знает».
Ожиданием новых катаклизмов проникнуты и пророческие тексты Вавилона. О цикличности катастроф писал Талмуд. Священные книги индийцев «Пураны» также утверждают, что подобные бедствия, сопровождаемые погружением целых континентов, цикличны и могут быть предсказаны заранее. О том, что в будущем грядет день, когда бурлящие воды нового потопа поглотят Землю, утверждала «Махабхарата».
«Вы помните только один потоп, — говорили в VI веке до н. э. философу Солону египетские жрецы, — а их было много до этого. Время от времени наша цивилизация, как и других народов, уничтожается водой, которая обрушивается с неба… Человечество постигали в прошлом и еще постигнут в грядущем многочисленные катастрофы»,
Некоторые из авторов древности пытались называть даже периодичность подобных катастроф. Так, римский историк Цензориус писал в III веке до н. э, что Земля переживает такие катаклизмы каждые 21600 лет. Утверждения об ожидаемости, предсказуемости и периодичности катаклизмов снова и снова наводят на мысль о некой космической, внеземной их причине.
«Планеты изменили свои пути…»
В XVII веке в Китае побывал иезуитский миссионер Мартин Мартиниус. Он провел там несколько лет, изучил язык и, вернувшись, написал подробный труд «История Китая». Вот как описывает он, со слов китайских древних летописей, что произошло во время потопа: «…Опора неба обрушилась, Земля была потрясена до самого своего основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути».
Об этом же, об изменившемся виде неба, сообщал «один из самых умудренных римлян», знаток древности историк М. Теренций Варрон, который пользовался каким то древним источником. «Звезда Венера, — писал он, — изменила свой цвет, размеры, форму, вид и курс, чего не было никогда ни до, ни после этого». В Иудее бытовала подобная же версия. Там считалось, что потоп «произошел потому, что господь бог изменил места двух звезд в созвездии».
Иными словами, ряд сообщений связывает катастрофу с явлениями космического порядка. Если с этим согласиться, то получают объяснение и многочисленные упоминания о периоде мрака и холода, последовавшем за катастрофой.
У обитателей островов Тихого океана этот период обозначается не различных диалектах как «глубочайшая темнота», «непроницаемый мрак», «мириады ночей».
В Талмуде мы также читаем, что после катастрофы (утраты человеком своей благословенной прародины, изгнания из рая) скрылось Солнце.
«Похолодело от страха сердце Адама.
— Горе мне! — возопил он. — За грех мой погас светильник дня, и снова мир обратился в хаос».
Уже упоминавшийся нами Гернстенкорн, сторонник теории захвата Луны, считает, что в момент максимального сближения между Луной и Землей масса лунной пыли рассеялась в пространстве между Землей и Луной, постепенно оседая на Землю и ее спутник. На это время для наблюдателя с Земли небо потемнело и Солнце померкло.
Подобный эффект мог быть вызван также избытком пыли вулканического происхождения.
Насыщенность пылевыми частицами верхних слоев атмосферы могла послужить причиной и другого явления, упоминание о котором мы также находим в священных текстах и преданиях самых различных народов. Речь идет о резком похолодании, последовавшем за катаклизмом.
«Пополь Вух» сообщает, что после катастрофы «настал великий холод, солнца не было видно». Мифы древней Мексики и Венесуэлы рассказывают, что вскоре после катастрофы наступил страшный холод и море покрылось льдом. А племена, живущие в тропических лесах Амазонки, до сих пор хранят воспоминания об ужасной и долгой зиме, которая последовала за потопом, когда люди замерзали и умирали от холода.
Книга «Зенд Авеста» тоже повествует о царе тьмы, который наслал на благословенную родину древних ариев холода и морозы. «Зенд Авеста» рассказывает, что арии были предупреждены о наступлении холодов: «На землю падут губительные зимы, они принесут с собой лютые морозы, снег на 14 пальцев глубиною…»
Известный исследователь атмосферы В. Дж. Хамфри в своей монографии «Физика воздуха», касаясь вопроса о загрязнении атмосферы, особо отмечает, что вулканическая пыль может оказывать огромный эффект на теплообмен Земли. Частицы пыли определенного размера способны в 30 раз более интенсивно отражать солнечный свет, чем удерживать теплоизлучения Земли. В результате Земля будет в 30 раз более интенсивно терять тепло, чем получать его. При этом для того, чтобы уменьшить интенсивность солнечной отдачи на 20%, достаточно распылить в атмосфере всего 1/174 км3 пыли.
Эти расчеты могут быть подтверждены довольно недавним примером. Извержение одного из вулканов на Аляске, выбросиошего в воздух некоторое количество вулканической пыли, привело к заметному снижению температуры а масштабах всей Земли в течение нескольких лет. Сколь же велики должны были быть последствия массовой вулканической деятельности в период катастрофы! О пробудившихся вулканах, о горах, извергавших в небо огонь и пепел, повествуют почти все воспоминания, сообщающие о катастрофе. Ясно, что выброс в атмосферу огромной массы вулканической пыли и пепла неизбежно должен был вызвать резкое падение окружающей температуры, о чем и сообщают дошедшие до нас воспоминания.
Однако, возможно, это было не единственной причиной наступления эпохи холода и мрака.
Другая причина, которая могла привести к тем же результатам, — это изменение полюсов Земли или угла ее наклона к орбите. Залежи каменного угля в Антарктиде, на Шпицбергене и за Северным полярным кругом свидетельствуют о том, что некогда полюса находились вдали от этих районов.
Об этом говорят и другие находки. Третья антарктическая экспедиция в районе Южного полюса обнаружила обуглившиеся остатки древесины, отпечатки листьев и пышной растительности, существовавшей там 200 250 миллионов лет назад.
Как полагают некоторые исследователи, 60000000 лет назад Северный полюс находился в южной части Тихого океана. Сейчас происходит медленное перемещение его в сторону Канады. Однако перемещение это станет более заметным и повлечет за собой изменение климата только через несколько миллионов лет.
Подобные перемещения происходят и с магнитными полюсами. Так, известно, что 700000 лет назад «земной магнит» внезапно изменил свою полярность: север превратился в юг. При этом, как отмечает доктор физико математических наук А. Власов, меняясь местами, магнитные полюса перемещаются различными путями: иногда через Японию, в другой раз через Камчатку. В последний раз, прежде чем занять то место, которое он занимает сейчас, Северный магнитный полюс совершил большой путь по огромной дуге — через Тихий и Ледовитый океаны.
Следует отметить, что ряд исследователей говорят также о внезапном изменении магнитных полюсов.
Не является стабильной и столь же подвержено колебаниям и положение земной оси.
Наклон земной оси меняется в течение периода в 40000 лет. Кроме того, земная ось колеблется с ритмом в 21000 лет. Изменения наклона земной оси меняют и угол падения солнечных лучей, а следовательно, значительно меняется и климат отдельных частей земного шара.
Не меньшим изменениям подвержена и земная орбита. Геологи пришли к выводу, что каждые 92 тысячи лет Земля меняет форму своего движения вокруг Солнца, то приближаясь, то удаляясь от него.
Таким образом, положение нашей планеты в пространстве далеко не стабильно, со всеми климатическими и прочими последствиями, которые вытекают из этого факта для ее обитателей. Однако во всех этих случаях речь идет главным образом о медленных изменениях; мы же говорим о переменах, носящих катастрофический характер. Что же могло бы вызвать подобное внезапное смещение полюсов? Согласно расчетам советского ученого Г. Д. Хизанашвили, ось вращения Земли всегда должна совпадать с осью максимального момента инерции. Любое смещение масс на земной поверхности изменяет ось максимальной инерции. Соответственно на тот же угол должна отклониться и ось вращения, то есть произойти смещение полюсов Земли. Это может случиться в результате больших геологических сдвигов.
Так, образование восьмикилометрового массива Гималаев, переместив на несколько градусов земную ось, вызвало смещение полюсов. В результате этого, отмечает один из исследователей, огромные пространства, покрытые буйным растительным покровом и населенные множеством животных, обратились в ледяную пустыню.
В другом случае, и именно об этом идет здесь речь, к такому смещению масс на поверхности Земли могла привести гигантская приливная волна. Следствием этого должно было стать изменение оси вращения Земли и смещение полюсов.
Следовательно, до катастрофы полюса должны были бы проходить где то а других точках. Не там, где сейчас мы привыкли видеть на глобусе их белые шапки. Но где? Американский геофизик А. О'Келли в результате проведенных исследований пришел к выводу, что в период последнего оледенения Северный полюс находился там, где ныне проходит 60° северной широты, т.е. на 30° южнее, чем сейчас. Но вот что важно: конец оледенения и предполагаемое время катастрофы совпадают!
В этом случае получает убедительное объяснение целый ряд, казалось бы, не поддающихся объяснению фактов. В «Зенд Авесте», рассказывающей о прародине древних ариев, утверждается, например, что там, где они жили, «Солнце, Луна и звезды всходили над ними только один раз в году, и год казался как один день и одна ночь». Мы знаем, что это, то есть полярная ночь и полярный день, может иметь место только вблизи полюса. Об этом же рассказывает книга священных гимнов «Ригведа», которую арии принесли с собой в Индию. Там говорится о Большой Медведице, стоящей прямо над головой, о звездах, которые движутся в небе по кругу, о Солнце, восходящем только раз в году, и т. д.
Многие обряды священных ритуалов, будучи неизменными на протяжении тысячелетий, позволяют сегодня воссоздать картину того времени, когда они возникли. Одним из таких неизменных, по сути дела, ритуальных моментов были некоторые характеристики, относящиеся к конструкции часов в Древнем Египте. Создатели их почему то упорно исходили из соотношения самого длинного и самого короткого дня, как 14 к 12. Однако соотношение это не соответствовало ни одной точке египетского государства даже в период максимального расширения его территории. Это соотношение имеет силу только до 15° южной широты, линии, расположенной на 1000 километров к югу от самой южной границы Египта.
Какое же может быть объяснение этому явлению? Одно из двух: либо родиной этих часов был не Египет, а какая то иная цивилизация, расположенная ближе к экватору (и о которой нам совершенно ничего не известно); либо часы были сконструированы в то время, когда Египет находился в ином временном режиме, т.е. экватор был к нему значительно ближе, чем сейчас. А это возможно только в том случае, если полюса занимали не то положение, которое они занимают сегодня.
Но если предположить, что в результате катастрофы полюса сместились, логично ожидать, что изменения коснулись и других характеристик нашей планеты, тем более что для этого не так уж много нужно.
В феврале 1960 года директор Парижской обсерватории А. Данжон сообщил удивленным членам Академии наук, что вслед за наблюдавшейся на Солнце вспышкой Земля внезапно замедлила свое вращение на целых 0,85 миллисекунды в сутки. Затем, словно пытаясь наверстать упущенное, она вдруг ускорила свое движение, каждые 24 часа сокращая длительность суток на 3,7 микросекунды.
Но, если планета наша так чутко реагирует на то, что происходит за полтораста миллиардов километров от нее, можно представить, сколь глубоки были масштабы изменений, вызванных космической катастрофой.
Какое то указание на это дает нам странный календарь, найденный в Андах, среди развалин древнего города Тиахуанаку. Вариант его расшифровки, предложенный X. Беллами, выглядит довольно убедительно. Вызывает, правда, удивление факт, что, согласно этому календарю, год равняется 290 дням.
Многие религии и философские учения древности утверждают, будто всемирная катастрофа, о которой мы говорим, не первая на нашей Земле. Если это так, то становится понятным, другой факт. У майя, кроме обычного календаря, строго выверенного — и даже оказавшегося точнее, чем тот, которым пользуемся мы, существовал еще один так называемый «священный календарь», о происхождении которого до сих пор ничего не известно. Год священного календаря состоял из 260 дней.
Не значит ли это, что некогда таков был период, в течение которого Земля замыкала круг вокруг Солнца?
Когда была катастрофа?
Воспоминания об отдаленном потопе и о сопровождавших его гибельных землетрясениях поддерживались последующими катастрофами местного порядка. Так, около 1450 года до н. э. произошел прорыв вод Атлантического океана в Средиземное море, уровень которого до этого был значительно ниже. Внезапно были затоплены многие земли, а население их почти полностью погибло. До нас дошла карта Эгейского моря, копия какого то более древнего оригинала. На ней наряду с островами, которые существуют и сегодня, обозначены многочисленные острова и земли, которых сейчас в этом районе нет. По мнению некоторых исследователей, карта эта рисует картину до прорыва Атлантики в Средиземное море, когда, согласно Плинию, существовала суша, соединявшая Кипр с Азией.
Почему Баб эль Мандебский пролив, что значит в переводе «Ворота слез», называется именно так? Предание гласит, что это имя дано ему в память о великом землетрясении, в результате которого произошел разрыв Азии и Африки и образовалось Красное море. При этом погибло множество людей.
Другие местные катастрофы произошли в более близкое нам время. В 1815 году в одной из провинций Индонезии началось неожиданное извержение вулкана. Из 12000 населения провинции в живых осталось только 26 человек.
Во время знаменитого лиссабонекого землетрясения 1775 года в течение 6 минут погибло 60000 человек. Подземные толчки разной силы прокатились по Европе и Америке. В тот же день и час в Марокко в земле внезапно образовалась огромная трещина, в которую целиком провалился город с десятитысячным населением, после чего земля снова сомкнулась.
Однажды в 1902 году жители столицы острова Мартиника услышали странный гул. Подняв головы, они увидели легкое облачко над вершиной ближайшей горы — потухшего вулкана. Это было последнее, что они видели. Облако раскаленных газов обрушилось на город. Все 30 тысяч жителей погибли почти мгновенно. Во многих газетах того времени печаталось любопытное сообщение об единственном человеке, который спасся. Это был заключенный, приговоренный к смертной казни! Толстые стены камеры смертников спасли его.
Сведения о местных катаклизмах часто «наслаиваются» на воспоминания о той гибельной катастрофе, память о которой хранят все народы мира. И поэтому трудно выяснить точно, когда произошла предполагаемая всемирная катастрофа. Но можно все таки попытаться ответить на этот вопрос.
Климатология. Советские ученые академик В. А. Обручев и Е. М. Хагемейстер высказали предположение, что конец последнего ледникового периода в Северном полушарии прямо связан с опусканием некой суши в Атлантическом океане. Опускание этой суши позволило Гольфстриму устремиться на север, и эпоха оледенения в Европе и Гренландии пришла к концу.
Время от времени в руки исследователей попадают различного рода находки, подтверждающие, что некогда в Атлантическом океане действительно существовала суша. Так, в шведском журнале «Ймер» была опубликована статья об открытии ученого П. В. Колбе, который, беря пробу дна Атлантического океана с глубины 3600 метров, извлек остатки водорослей, которые могут существовать исключительно в пресной воде. Единственным объяснением этого открытия может быть предположение, что на этом месте некогда существовала суша.
В 1898 году команда французского корабля, занимавшаяся ремонтом кабеля, проложенного по дну Атлантического океана, случайно вынула на поверхность кусок скалы вулканического происхождения. Находкой заинтересовались ученые. Оказалось, подобная стекловидная лава могла образоваться только при атмосферном давлении. Лава эта датируется 13 м тысячелетием до н. э.
Конец оледенения в Европе относят, как известно, к 10 му тысячелетию до н. э. Следовательно, катастрофическое опускание суши в Атлантике должно было произойти где то между этими двумя датами.
Цифры эти полностью вписываются в ту дату опускания Атлантиды, которую мы находим у Платона, — 9570 год до н.э., т.е. тоже 10 е тысячелетие.
По мнению ряда исследователей, тогда же, то есть где то в районе 10000 лет до н.э. в мире произошел и другой климатический сдвиг: резкое возрастание влажности.
Гидрография. Ниагарский водопад состоит из целого ряда каменных ступеней, которые в течение долгого времени испытывали напор падающей воды. Когда одна из таких ступеней оказывалась размытой, вода устремлялась на следующую и т. д. Удалось установить, что время появления Ниагарского водопада, возникшего в результате резких геологических сдвигов, происшедших в этом районе, — 8 13 е тысячелетие до нашей эры.
Археология. Недавно известный мексиканский ученый Гарсия Пайона на высоте 5700 метров в Кордильерах обнаружил под толстым слоем льда остатки двух хижин. Окружающий хижины ракушечник и следы деятельности моря говорят о том, что некогда они находились на берегу моря. Расчеты показывают, что подъем этого района произошел более 10000 лет назад.
Как утверждает крупнейший американский исследователь, лауреат Нобелевской премии У. Ф. Либби, строгий радиоуглеродный анализ позволил обнаружить удивительные явления на американском континенте. «Примерно 10400 лет назад, — пишет Либби, — следы человека внезапно исчезают… Полученные пока факты как будто свидетельствуют о том, что именно на этом рубеже происходит какой то перерыв в последовательности».
«Это явление, — продолжает У. Ф. Либби в своей статье, опубликованной в сборнике „Наука и человечество“ („Знание“, 1962), — трудно объяснить, если принять во внимание, что значительная честь американского материка не была покрыта льдом во время последнего оледенения. Древнейшие следы жизни человека на Скандинавском полуострове и в Англии имеют возраст также около 10400 лет, чего не наблюдаем на юге Европы. Например, рисунки в пещере Ласко в Центральной Франции, одном из самых интересных поселений древнего человека, датируются значительно позднее — 15000 лет назад».
Удивляет повсеместность и одновременность этого перерыва. Он прослеживается на американском материке, в Ееропе и, наконец, в Центральной Азии. В горах Курдистана есть знаменитая пещера Шанидар, культурные слои которой представляют собой как бы непрекращающуюся хронику 100000 лет человеческой истории. Один слой следует за другим, одна эпоха сменяет другую, пока на рубеже все той же даты — 10400 лет до н. э. — не наступает внезапного перерыва.
Следы людей исчезают. Словно пещера и окружающая ее местность внезапно обезлюдели. Так, очевидно, и произошло. Вместо культурных следов появляются иные следы: слои осадочных пород, намытых водой, свидетельство того, что пещера, расположенная на высоте 750 метров над уровнем моря, оказалась затоплена водой. Появляются камни, обрушившиеся с потолка, — свидетельство яростных землетрясений, сотрясавших окрестности. Только через пять тысячелетий после наступившего перерыва культурный слой начал расти, сначала медленно, затем все более и более интенсивно.
Как видим, сообщения, относящиеся к катастрофе, свидетельствуют, что период этот отмечен также активизацией вулканической деятельности. Выше говорилось об образце лавы, взятом со дна Атлантического океана. Недавно во время бурения скважины в ледяном панцире Антарктиды на глубине почти полутора километров были обнаружены следы вулканического пепла. Сейчас исследователи пытаются определить, был ли занесен этот пепел с других континентов или же это результат местной вулканической деятельности. Однако любопытнее всего дата, к которой относится пепел: от 8 го до 12 го тысячелетия до н. э.
Таким образом, различные данные группируются вокруг все более четко очерчивающегося периода. Нам представляется возможным сделать попытку еще больше сузить эти временные рамки и попытаться более точно определить предполагаемую дату происшедшей катастрофы.
Ученый из Новосибирска В. Г. Куклин при изучении информационных сторон процесса обучения столкнулся с рядом закономерностей в накоплении информации. Суть этих закономерностей состоит в том, что сложные самообучающиеся системы, стремясь к достижению все более универсальной программы оперирования получаемыми знаниями, перестраивают эту программу по мере накопления информации не хаотично, а в строго определенном ритме, чередуя периоды подъема и спада в накоплении информации. Периоды подъема характерны для моментов активного оперирования полученными знаниями в рамках существующей программы, а периоды спада — для моментов разрушения старой, исчерпавшей себя программы и построения новой, более универсальной.
Если предположить, что эти закономерности имеют всеобщий характер для любых сложных саморегулирующихся систем, а затем, взяв демографические данные за последние два тысячелетия, построить на основе этих закономерностей демографическую кривую прошлого, то получаются результаты, достаточно близкие к расчетам демографов. (Численность населения Земли к началу нашей эры, согласно данной кривой, около 250 миллионов человек, а согласно расчетам демографов, 150 200 миллионов человек.)
Будучи продолженной далее в прошлое, демографическая кривая падает с некоторыми колебаниями до рубежа 8800 8600 годов до нашей эры и показывает население Земли в количестве около 8 миллионов человек. Затем она идет несколько столетий почти параллельно основанию, а потом начинает, все ускоряясь, расти и выдает значительный пик (около 500 миллионов человек) с максимумом между 11800 11600 годами до новой эры.
Если рассматривать эту кривую, двигаясь не от настоящего к прошлому, а так, как это происходило в реальности, — от прошлого к будущему, нерисованный график означает, что до переломного момента численность населения в мире росла, а в период между 11800 11600 г. до н. э. началось резкое падение, продолжавшееся около двух столетий. Затем падение постепенно замедляется, численность населения стабилизируется, а начиная с 8800 8600 г. до н. э. берет начало все ускоряющийся рост населения, который продолжается и по сей день.
Но тем более удивительно и важно, что совершенно другие данные, полученные из иных областей знания, указывают на ту же дату.
Так, исходная точка индийского лунно солнечного календаря приходится на 11652 год до н. э.
Календарь майя состоял из циклов, по 2760 лет каждый. Если, зная конец одного из них, откладывать эти циклы в прошлое, мы приходим к дате 11653 год до н.э.
Судя по тому, что падение численности населения после катастрофы продолжалось еще около двух столетий, это были, очевидно, годы, когда разбуженная стихия медленно возвращалась в свое русло. Утихали вулканы, реже становились землетрясения, оседали пыль и вулканический пепел которые заполнили атмосферу. Сквозь плотную пелену мглы начало пробиваться Солнце. Очевидно, этот момент завершения катаклизма, как считает X. Беллами, послужил отправной точкой для двух других систем календарей — ассирийского и египетского.
Египетский солнечный цикл насчитывал 1460 лет. Известна дата завершения одного из этих циклов — 1322 год до н. э. Откладывая циклы назад от этой даты, мы приходим к 11542 году до н. э.
Ассирийский календарь состоял из лунных циклов совершенно иной протяженности — 1805 лет каждый. Дата конца одного из таких циклов также весьма далека от египетской — 712 год до н. э. Тем не менее, откладывая циклы в прошлое, мы неожиданно приходим к той же точке — 11542 год.
Объяснить подобное пересечение в одной дате случайностью невозможно. Слишком маловероятно такое совпадение. Остается предположить, что исходным моментом для обоих календарей послужило какое то одно событие. По нашей мысли, событие, связанное с катастрофой.
Таким образом, две эти даты — 11650 (11652 или 11653) год до н. э. и 11542 год до н. э. — можно считать предполагаемыми временными рамками начала и завершения эпохи катастрофы.
Битва змеи и птицы
В религиозных учениях, магии и так называемых «оккультных науках» наиболее важные положения обычно шифруются посредством символов. Сокровенный смысл этой символики бывает открыт лишь немногим посвященным. Катастрофа, о которой мы говорим, также получила отображение в этой системе эзотерических символов.
Достаточно сказать, что в христианстве, по свидетельству некоторых теологов, даже ритуал крещения посредством воды представляет собой как бы символическое повторение потопа, в который некогда было ввергнуто человечество.
В более сложном виде предстает символика этого события в других религиозных и эзотерических системах.
Космогонический миф, который можно найти в религиях народов различных континентов, утверждает, что некогда, до возникновения суши, все покрывал океан, в котором обитало некое Первичное Начало в образе змея. Будучи символом океана и большой воды вообще, змей (или дракон) олицетворял космический хаос — первоначальное состояние мира до возникновения жизни. Он же стал символом возвращения к этому первоначальному состоянию, символом уничтожения жизни, символом катастрофы и потопа. Один из вавилонских клинописных текстов год, когда произошел потоп, называет «годом ревущего дракона».
В индийской мифологии разумному началу, направляющему жизнь и развитие мира, противостоит антагонистическая сила тоже в образе гигантского змея. Это Змей Мировой Бездны, который стремится ввергнуть мир в состояние первичного хаоса. Однажды этот змей, обитающий в Мировом океане, похитил Землю и погрузился с ней на дно. Бог Вишну после борьбы со змеем освободил Землю и снова поднял ее над поверхностью воды. Вполне вероятно, это аллегорически выраженное воспоминание о погружении какой то суши является отражением катастрофы, которая сопровождалась гигантским наводнением. Змей, как мы видим, является символом бедствия и выступает как начало, противоборствующее богу Солнца.
В Египте началом, противостоящим мировому порядку, также был змей, или «космический дракон». Иногда он выступал в образе змея Апофиса, олицетворявшего разрушительные силы тьмы, иногда змея — бога вод, приносящего наводнения, или бога Сетха, олицетворявшего слепые силы природы, также принимавшего образ змея. Многие ритуальные папирусы содержат обширные и яростные проклятия в адрес «космического змея» Апофиса. «Назад, негодяй! — читаем мы в „Книге мертвых“. — Вернись в глубину Бездны, туда, где повелел тебе быть твой отец и где ты должен быть уничтожен! Не приближайся к этому месту, где находится Ра…». И опять змей — символ вод и хаоса — противоборствует богу Солнца Ра, носителю жизни и порядка.
По представлениям древних египтян всякий раз при закате и на заре Апофис пытается потопить барку, в которой плывет по небу бог Солнца. И всякий раз когда солнце пробивалось сквозь тучи, в древнем Египте говорили, что это бог Ра победил змея Апофиса, а в священном бассейне Гелилополя совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком.
Иудейская мифология также говорит о некоем змее Накхаш, обитавшем в первоначальном океане мироздания. Он являлся воплощением сил, враждебных верховному богу Яхве, который был началом порядка и следил за тем, чтобы Солнце, Луна и созвездия были на своих местах. В вавилонской мифологии в образе змея мы встречаем Тиамата, с которым сражается крылатый верховный солнечный бог Мардук. Подобное же представление известно и в Индонезии и в Китае, где символом потопа выступал дракон Кун Кун.
В Америке бог вод Тлалок, приносивший наводнения, также изображался в виде змея. В других случаях он выступал в образе рогатого змея или Великого Змея Акоменаки, но неизменно все в той же роли — в качестве символа наводнения и потопа. Некоторые исследователи считают, что этот символ не американского происхождения. «Одно и то же основное представление, — пишет один из них, — как, например, функция змея как бога вод достигло Америки в бесконечном числе образов — в египетском, вавилонском, индийском, индонезийском, китайском и японском. И из всего этого множества местное жречество Центральной Америки построило систему представлений, которая является чисто американской, хотя большинство составных частей и принципов композиции было взято из Старого Света…»
Поскольку Солнце олицетворяется обычно птицей, борьба этих начал изображается, как противоборство двух символов — змеи и птицы. Придя из культов Ближнего Востока, изображение заняло место и в христианской церковной символике. Его можно встретить среди витражей и фресок средневековых храмов. В Индии этот символ предстает в образе священной птицы Гаруды со змеем вод Нага в когтях. В японской мифологии мы встречаем священную птицу Пенгу, несущую змею.
Символ этот не является, однако, достоянием только Старого Света. Образ борющихся змеи и птицы перелетел через океан и попал в Америку. Сегодня его можно видеть даже в государственном флаге Мексики.
Иногда символом птицы — Солнца выступает Крылатый диск. Это был знак, состоявший как бы из двух начал: круг — от Солнца и крылья — от пт
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков инстаграм