ФЕНОМЕН ШАМБАЛЫ
ФЕНОМЕН ШАМБАЛЫ
Таинственная азиатская Шамбала, подобно Атлантиде из диалогов греческого мудреца Платона, породила множество противоречивых мнений и споров среди ученых и читателей. С XV-XVI веков ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ века ее поиски продолжили научные экспедиции из разных стран и знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н. Рериха. Секретные экспедиции в Тибет для поиска Шамбалы, поддерживаемые на государственном уровне, организовывали российская НКВД и нацистская Германия. Проблема таинственного царства в центре Азии нашла отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. О великих Махатмах Шамбалы неоднократно сообщали Е. Блаватская и Рерихи. Знаменитый русский художник и мыслитель Н. Рерих в очерке "Сердце Азии" писал: "Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии - Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по-санскритски - "Калапа", вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы - Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии" . С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала, как и миф об Атлантиде, стала классическим примером одной из загадок Центральной Азии. Несмотря на многочисленные письменные свидетельства в исторических хрониках, Шамбала вместе с 96-ю своими провинциями, подобно мифическому азиатскому царству Пресвитера Иоанна, бесследно растворилась в бескрайних просторах Азии и тьме веков. Многочисленным путешественникам и экспедициям так и не удалось найти никаких подтверждений существования Шамбалы в прошлом. Реальное гималайское царство Шамбала севернее Индии, существовавшее согласно историческим хроникам вплоть до XIV-XV вв. не оставило о себе никаких следов на земле. Сохранились только упоминания о Шамбале в Калачакре-тантре и рассказы о ней в тибетских мифах. Основой жизнестойкости мифа стало пророчество о приходе Мессии из Шамбалы. С течением времени Шамбала стала отождествляться в тантрическом буддизме с "чистой землей", к перерождению в которой стремятся все истинные буддисты. О Шамбале стали говорить, как о месте расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями. Учение о духовной сфере Шамбалы заняло центральное место в тайной тибетской доктрине Калачакра. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников Калачакры, постичь суть которой можно лишь через сложные медитативные практики достигнув просветленного состояния души.
В современном пересказе древних легенд Азии говорится о том, что в Шамбале живут мудрецы, хранящие эзотерическое знание, которое дает человеку полную власть над миром. Кто заключит договор с Шамбалой, тот будет управлять миром. Попасть в Шамбалу могут только избранные. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималайских горах ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества. Существует также древнее тибетское пророчество, согласно которому, воины Шамбалы в будущем придут на помощь человечеству, и станут победителями в последней битве между силами Света и Тьмы на земле.
В Индии с древних времен распространена вера в мудрых гималайских Махатм, ведущих жизнь отшельников в горных пещерах. Индусы называют этим словом людей, достигших высших степеней духовного просветления. Первой о своей связи с гималайскими Махатмами заявила Е. Блаватская, вслед за ней об этом также заявили Елена и Николай Рерихи. После их знаменитых заявлений, на западе стали считать, что все Махатмы духовно связаны с Шамбалой.
Духовная Шамбала буддистов в начале XX стала широко известна в Европе. В начале прошлого века научные представления о мироздании сильно отличались от современных: люди верили в Атлантиду, полую Землю, теософские и оккультные идеи существовали наравне с научными. В трудах европейских теософов, оккультистов и мистиков образ тибетской Шамбалы, привлекательный для обоснования своих собственных теорий, получил европейское обновление и дальнейшее развитие. Практически ни одна книга о Тибете сегодня не обходится без пересказа мифа о мистической Шамбале и гималайских Махатмах. В эзотерическом сочинении "Тайна Шамбалы" (2003 г.) известного английского писателя Джеймса Редфилда, автора известных бестселлеров "Селестинское пророчество" и "Десятое пророчество" содержатся следующие определения Шамбалы:
"У тибетцев бытует поверье, что за границами физического, материального мира незримо для нас существует некая иная, более духовная реальность и что Шамбала, находящаяся здесь, на Земле, живет уже в этой духовной реальности .
Шамбала действительно существует. В ней живут такие же люди, как мы с вами. Они как бы вновь родились в этом священном месте и потому находятся на более высокой ступени развития. Они помогают создавать энергию и находить прозрение всему нашему миру: Обитатели Шамбалы составляют особую общину избранных, живущих на более высокой ступени развития. Они служат, как бы образцом устройства жизни, которого остальному миру еще предстоит достичь: Мы должны хранить эти священные знания в тайне, ибо ожидаем время, когда Шамбала явит себя миру и станет открытой для всех людей .
Ведь Шамбала - первоисточник многих легенд, а также множества пророчеств в истории человечества. Мы помогаем другим культурам обретать духовную информацию. Нам известно также, что возможность видеть нас, открытая для всех людей - всего лишь дело времени: Ведь Шамбала - это модель будущего для всего человечества ".
Не прекращающие новые публикации по теме Шамбалы ставят перед читателем вопрос, являются ли подобные сочинения интуитивным предчувствием скорого проявления духовной Шамбалы человечеству и содержат в себе верные предположения, или по своему содержанию ложны и являются полнейшей литературной выдумкой авторов?
В настоящее время на планете не осталось белых пятен: вся земная поверхность нанесена на карты, изучена научными экспедициями и описана путешественниками. Найти легендарную страну пытались многие путешественники. Начиная с XIX века в неисследованные просторы Центральной Азии, одна за другой уходили экспедиции Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, Н.К. Рериха. В дневниковых записях путешественников часто встречаются похожие рассказы о запретных для посещения местностях, связанных с верой местного монгольского населения в существование здесь таинственного центра мудрецов, существовавшего с незапамятных времен в охранительной изоляции песков Гоби. Исследователи Великих монгольских степей упоминают случаи, когда проводники отказывались вести экспедиции в "запрещенные местности в пределах Хангая и Гоби". Из глубины веков до нас дошли древние мифы, повествующие о таинственных землях в глубинах Центральной Азии, о поклонении Вечно Синему небу, об Учителях небожителях, спустившихся к людям с неба, о запретной территории в центре Азии, где эти небожители основали свою духовную обитель. Кочевая культура не оставила потомкам никаких письменных хроник, чтобы можно было найти неоспоримые свидетельства существования этого тайного центра среди бескрайних песков пустыни. Только устные сказания, чудом, сохранившиеся до наших дней. В итоге многочисленных пересказов мифы о Шамбале и небожителях причудливо переплелись со сведениями, полученными из других стран и от чужеземных народов. С Шамбалой стали связывать, многое и разное, что не относилось к ней первоначально. Так в миф о Шамбале попали сюжеты о библейском Граале и мифическом царстве Пресвитера Иоанна, о легендарном Гэсэре, Царе воинств и Владыке лошадей на севере Азии, и прародине человечества - Белом Острове. В XX веке с Шамбалой стали связывать мифы о подземной Агарти, Беловодье и сверхъестественных Махатмах. Очень часто, ссылаясь на одни и те же письменные свидетельства, разные авторы, в зависимости от своих пристрастий и начитанности, делали противоположные выводы о свойствах и местонахождении Шамбалы.
Среди ученых-востоковедов Шамбала в настоящее время рассматривается как древнее гималайское царство, реально существовавшее в прошлом. В противовес гипотезе ученых, в представлении религиозных мистиков Шамбала недоступна для посещения и размещается в смежном пространстве, в другом измерении. Так, что же в действительности скрывается под названием "тайного центра всего мира" и "невидимого правительства всего человечества" в этом азиатском мифе? Что же такое Шамбала - миф или историческая реальность?
Попробуем объективно разобраться в опубликованных на сегодняшний день версиях и определениях Шамбалы, доступных в настоящее время для анализа на русском языке. По мере перевода буддийских текстов на русский язык в будущем появятся новые факты, но уже сейчас очевидно, что миф о Шамбале получил наибольшее распространение сначала в Тибете и был связан с реальной земной Шамбалой в гималайских горах. Для полноты обзора, в этот текст включены самые разнообразные сведения, достоверность некоторых из них не поддается проверке из-за отсутствия ссылок на их происхождение. Они были опубликованы в единственном авторском варианте, не подтвержденным в дальнейшем ни одним из исследователей. Чтобы не запутаться в многочисленных цитатах, все они в тексте снабжены точными ссылками на источники.
ЛЕГЕНДА О БЕЛОМ ОСТРОВЕ
Кратко легенду о Белом Острове можно изложить так: "Это было во время, когда на месте современной пустыни Шамо (Гоби) цвели сады и плескалась вода Внутреннего Моря, а материки выглядели иначе, и север был в другом месте, здесь существовала высокоразвитая цивилизация. После катастрофических изменений на земле, незадолго до последней катастрофы в Атлантиде, уничтожившей все живое. Последние сыны атлантов были водворены в Гоби. "Высокая Гобийская цивилизация" основала для избранных обладателей знания центр Бессмертных и хранилище знаний - "капсулу времени" в искусственной системе пещер на Белом Острове, в местности, известной сейчас под названием пустыня Гоби. Впоследствии эти прямые наследники "солнечной династии" стали прародителями всех людей живущих в нынешнюю эпоху".
Хранители знаний Белого Острова, после глобальной катастрофы, полностью изменивший мир, длительное время оставались в полной изоляции, и в одиночестве боролись за выживание и сохранение человечества на планете. С течением времени, согласно древним тибетским легендам, они разделились на две общины, которые избрали различные пути дальнейшего развития. Эти общины впоследствии стали основой двух различных царств: наземного царства Шамбала (путь левой руки - материальное развитие, управление стихиями и человечеством) и подземной страны Агарти (путь правой руки - созерцание, духовное развитие и невмешательство в дела человечества).
О самом Белом Острове - колыбели человечества, мудрецы которого, согласно легендам, основали царство Шамбалу и страну Агарти, известно не так много. Согласно текстам Е. Блаватской остров этот находился на Северном море, на месте современной пустыни Гоби. По данным современных исследователей древней традиции Швета-двипа - "Белый остров", был одним из четырех материков, окружающих полярную гору Меру. О его заполярном расположении говорится в древних текстах "Махабхараты": "На севере Молочного моря есть светозарный Швета-двипа. Этот остров - обитель сиянья" . Из анализа содержания ученые сделали вывод о том, что в тексте вероятней всего рассказывается о полярном сиянии. Подтверждают полярную версию местонахождения Белого острова и текст, найденный в 1919 г. славянской "Книги Велеса", вырезанный на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке, рассказывающий об исходе ариев в V тыс. до н.э. с севера в южные края.
О Белом Острове и Высокой Гобийской цивилизации более всего упоминается в теософских трудах. В них говорится о существовании в древности на месте современной пустыни Гоби внутреннего моря, на Белом острове которого спаслись избранные представители таинственной исчезнувшей цивилизации. Это была единственная на Земле колония уцелевших людей (община мудрецов), давшая начало нашей цивилизации. Несмотря на несовпадение локализации Белого Острова в различных источниках, в одном случае это Северное море в Заполярье (современный Северно-Ледовитый океан), а в другом - Внутреннее море севернее Тибета на месте современной пустыни Гоби, все источники одинаково указывают на Белый остров, как единственную, священную прародину древних ариев - прародителей всего человечества.
Согласно индийским Курма Пуранам, некогда на Северном море, которое омывало нынешний Тибет, был остров, называвшийся "Швета-Двипа" или "Белый остров", где жили Бессмертные. В святилище Бессмертных физический мир соединялся с обителью богов, и те, кто жили там, постоянно жили в двух мирах: объективном мире материи и в высшем духовном. "Предполагается, что Бессмертные обладают способностью путешествовать по своему желанию по всей вселенной, из одного мира в другой и даже жить на отдаленных звездах" . По тибетскому преданию, Белый Остров - единственная местность, которая избегает судьбы всех Двипа; она не может быть уничтожена ни огнем, ни водою, ибо она есть "Вечная Земля".
В "Разоблаченой Изиде" Е.П. Блаватская, основательница теософского общества, приводит легенду о "сынах бога" и "священном острове". Источником легенды является "Книга Дзиан". По утверждению Е. Блаватской, это одна из самых древнейших книг в мире, практически не поддающаяся датировке. До публикации Е.П. Блаватской, эта книга не была известна ни одному специалисту по древней восточной литературе, оригинал этой книги так и остался для ученых неизвестным до сих пор. В 1888 г. индусские и тибетские знатоки Вед и буддизма обвинили Е.П. Блаватскую в шарлатанстве и некомпетентности, после чего она вернулась на Запад и больше в Индии не появлялась. Сакральный текст "Строфы Дзиан", на который она якобы наткнулась в подземелье гималайского монастыря, больше никто из европейцев никогда не видел. Е. Блаватская в своем знаменитом объемном труде "Тайная доктрина" утверждала, что в пустыне Гоби еще существуют потомки древних атлантов: "Предания гласят и рекорды Великой Книги ("Книги Дзиан") поясняют, что задолго до дней Адама и его любознательной жены Евы там, где сейчас встречаются соленые озера и безлюдные и бесплодные пустыни, находилось обширное внутреннее море, простирающееся через Срединную Азию к северу от горделивой Гималайской гряды и её западных отрогов. И на нем остров, который в своей несравненной красоте не имел соперника во всем мире, и был, обитаем последними остатками Расы, предшествовавшей нашей. Они были "Сынами Бога", кто передал людям самые чудесные тайны Природы и открыл им неизреченное и ныне утерянное слово.
Не существовало сообщения морем с прекрасным островом, но подземные проходы, известные лишь Главам, сообщались с ним по всем направлениям.
Остров" этот, по преданию, существует и посейчас, как оазис, окруженный страшным безлюдьем пустыни Гоби - пески, которые не были попраны ногой человека на памяти людей.
Избранные спаслись на Священном острове (ныне "баснословная" Шамбала в пустыне Гоби)" .
Об острове Шамбала, на месте современной пустыни Гоби, говорит и Махатма Кут-Хуми в одном из писем Синнету: "Великое событие - торжество наших "Сынов Света", жителей Шамбалы (тогда ещё остров в Центрально-Азиатском море) над эгоистичными и порочными магами Посейдониса - случилось ровно 11.446 лет тому назад" .
В книге английского писателя Лобсанг Рампы "Третий глаз": "Древние тибетские легенды повествуют о том, что тысячи лет назад море омывало многие части Тибета. Это подтверждается наличием скелетов морских рыб и других морских животных, найденных при раскопках. Китайцы разделяют это мнение. Табличка Ю, найденная на пике Ку-Лу горы Хингана в провинции Ху-Пей, гласит, что великий Ю здесь нашел убежище (в 2278 году до рождества Христа) после спада потопа. Потоп захватил весь Китай, за исключением самых высоких мест" .
В самом деле, на основании геологических исследований принято считать, что пустыня Гоби является дном древнего моря и остров теперь - массив высоких гор . Комплексные исследования совместной Советско-Монгольской экспедиции АН СССР и МНР 1967-1977 гг. позволили восстановить палеоландшафт, предшествовавший образованию пустыни Гоби. Изучение гобийской части Монголии убедительно доказало широкое развитие в этом регионе обширных внутренних водоемов, окруженных хвойной тайгой в период 70-40 млн. лет назад. Некоторые из водоемов имели довольно большие глубины и солоноватость вод. Климат в то время был умеренно влажным и теплым. Многочисленные водные ископаемые свидетельствуют о сильном обводнение южных впадин Монголии. Современной наукой доказано, что крупные водоемы Азии исчезли вследствие вздымания всей территории 41 млн. лет назад и с тех пор ландшафт пустыни Гоби был безводным.
Попытка определить время возможного существования Белого Острова закончилась составлением расширенной хронологической таблицы, в которой наряду с признанными научными данными, были внесены и спорные данные теософов и историков . Так называемое Северное море, крупный внутренний водоем Центральной Азии, исчез вследствие вздымания всей территории 40-41 млн. лет назад, значительно раньше появления человека. Наиболее древние вещественные доказательства существования человека на этой территории датируются 2 -2,5 млн. лет назад, первые следы оседлых поселений - 3 тыс. лет до н.э. Эти научно установленные даты обоснованно ставят под большое сомнение теософскую хронологию человечества и их утверждение о существовании процветающей колонии мудрецов в центре Гоби во времена неолита 10 тыс. лет до н.э. или еще раньше.
Теософы имеют свои, отличные от принятых в мировой науке, представления об эволюции человечества, основным источником которых являются священные древнеиндийские веды. Согласно их учению, жизненный цикл человечества подразделяется на семь коренных рас, и возникновение физического человечества относится к периоду 18 млн. лет назад. Но даже если в рассуждениях принять за точку начала человечества это спорное свидетельство, проблематично в свете современных геологических данных согласиться с версией возможного существования в то время крупных водоемов на месте современной Гоби, и соответственно Белого Острова.
До нашей цивилизации, считают теософы, на земле существовали более развитые цивилизации: лемурийская (третья коренная раса) и атлантов (четвертая коренная раса). Окончательная гибель цивилизации атлантов, по их мнению, произошла 10-11 тыс. лет назад до н.э. Наша пятая коренная раса (первая подраса которой называется арийской) произошла от подрасы атлантов в Центральной Азии. И хотя не найдено никаких исторических документов о предшествующей цивилизации, не обнаружено каких-либо значительных следов её существования, и до сих пор неизвестно существовала ли она на самом деле, начиная со времен Платона, бытует предположение, что задолго до нашей цивилизации существовали другие - более мудрые и технически более развитые, и они оставили на земле Духовные центры. Одним из таких центров была колония на Белом Острове в пустыне Гоби.
По количеству различных ссылок примечательна дата 10500 лет назад до нашей эры - время возможного всемирного катаклизма. По теософским источникам, свидетельствам Платона, Нострадамуса. Эдгара Кейси, - это время окончательной гибели атлантической цивилизации - затопление последнего острова Посейдонис и исхода атлантов в Египет, на Пиренеи и на полуостров Юкатан. Говорится, что часть представителей атлантов была направлена в местность, известную сейчас под названием: пустыня Гоби. Американский ясновидящий Эдгар Кейси говорит о существовании в то время страны Гоби, в которую были направлены представители атлантов незадолго до последней катастрофы. Остаётся непонятным, почему для исхода уцелевших атлантов была выбрана столь удаленная точка в центре Азиатского материка, рельеф которой уже в то время соответствовал современной пустыне. Это была пустынная местность с исчезнувшим крупным внутренним водоемом и островами.
Вторая примечательная дата - 3100-3000 лет назад до н.э., также связана с локальными потопами на Земле. По свидетельству ученых, климат в Гоби в то время был значительно мягче современного, во многих местах росли леса, и ещё встречались отдельные небольшие и неглубокие озера. Китайские летописи, описывающие время с 3000 г. до н.э. свидетельствуют о существовании святой земли Бессмертных в пустыне Шамо (Гоби). К этому же времени относятся и мифические свидетельства о гибели Высокой Гобийской цивилизации (страны Гоби) тридцать-сорок веков назад (древняя легенда, известная от германского "Общество Туле").
Рудольф Штайнер: "В последней трети атлантической эры образовалась изолированная колония эмигрантов. Все они были собраны в одном месте: Мы также знаем, что когда древняя Атлантида приблизилась к своему закату и хлынули воды потопа, погубившие Атлантический континент, то немногочисленную горстку людей, которым предстояло составить основу новой - нашей - расы, Ману повел к центру Азии, в пустыню Гоби, или Шамо: Там (на месте сегодняшней пустыни Гоби) находилось пресноводное внутреннее море, а его 12 островов стали сокровенным местопребыванием 12 Учителей мудрости. Здесь они сбереглись от соприкосновения с деградировавшим народонаселением - уцелевшими атлантидянами и лемурийцами. Сами мы происходим от упомянутой горстки людей, из которой и развилась пятая коренная раса" .
В обширной литературе, посвященной тайнам исчезнувшей цивилизации, предположительно существовавшей до начала официальной хроники человечества, можно встретить самые разнообразные гипотезы о существовании материков и островов в различных частях земного шара. В них существует одинаковый сюжет о переселении части спасенных людей в Египет, на территорию современной Мексики и Перу и в центр Азии, на территорию современной пустыни Гоби. Об исходе в эти точки говорится в рассказах о затонувшей Атлантиде (Атлантический океан), о полярной прародине Гипербореи или острове Туле (Северный Ледовитый океан), о древнем континенте Му (Индийский океан). Во всех мифах об этих легендарных землях существует общий сюжет о размещении в тайной обители в центре азиатского материка, лучших представителей господствующей расы, для сохранения накопленных знаний и управления развитием человечества.
Письма Махатмы, XXI (1882 г.): "Пятая раса - наша - началась в Азии миллион лет назад".
Анни Безант: "Пятая, или Арийская раса, которая стоит ныне во главе человеческой эволюции, произошла от пятой подрасы атлантов, наиболее выдающиеся семьи, которой были выделены и водворены в Центральной Азии, причем новый расовый тип развивался под непосредственным наблюдением Высокого Существа, технически называемого Ману" .
В Письмах Махатм также упоминается тайное братство: "Существует тайное братство посвященных на Востоке, особенно в Тибете и Монголии. Только там можно отыскать утерянное "Слово" (которое не есть Слово):" .
В индийских Пуранах (время Нового завета) говорится об острове Шамбале - святой земле, которая находится на озере из нектара.
Священный Белый Остров на месте современной пустыни Шамо (Гоби) называли "Лучезарная земля", "Святая земля", "Местопребывание Бессмертных", "Святилище Бессмертных".
Китайские летописи рассказывают о Бессмертных, как о существах полных мудрости и мощи. Они имеют совершенные тела, которые не стареют и не умирают. Их описывают, как имеющих плотное видимое тело, которое, тем не менее, не имеет ни кожи, ни крови. Они обладают способностью путешествовать по своему желанию по всей Вселенной, из одного мира в другой и даже жить на звездах.
В средние века в Азии было распространено много легенд о человекоподобных существах и о бессмертии. Одну из таких легенд приводит в своих записях выдающийся путешественник XIII в. Гильом Рубрук, опубликовавший первые верные географические и этнографические представления о глубинных областях Азии. "Рассказывают также за истину. Что за Катайей (Китаем) есть некая область, имеющая такое свойство: в каком бы возрасте человек не вошел в неё, он и остается в таком возрасте, в котором вошел" . Любопытно, что запись относится к пути его следования от Харо-Хото к Каракоруму, т.е. примерно к той же местности, известной многим путешественникам под именем "охраненных мест в пределах Хангая и Гоби".
В одной из старых китайских легенд говорится о странном астрономическом явлении, произошедшем около трех тысяч лет до нашей эры, падении огромной звезды на остров Цветов в пустыне Гоби . Не исключено, что эта легенда связана также с широко распространенным сказанием о Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: "В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала - Твердыня Света. И по сей день хранится этот Камень здесь же, на башне Ригден-Джапо в особом помещении" . Камню приписывают магические свойства управлять силами природы и излучать энергию, способствующую образованию новых центров цивилизации и изменять сознание. Говорят, что когда камень темнеет, то скапливаются тучи, если он становится тяжелым, то проливается кровь. Когда он дает вспышки огня - мир на грани катаклизма, но когда над ним сияет звезда - близки мир и процветание . В традиции тибетского бона все святые предметы падают с неба, среди наиболее драгоценных небесных реликвий упоминается "книга знаний Чинтамани" и магический жезл "дордже".
ОСТРОВ БУЯН, АЛАТЫРЬ, ГИПЕРБОРЕЯ И СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ
У других народов также существуют легенды о священных камнях - "аэролитах", упавших на священный центр Земли. В русском фольклоре известен подобный сюжет из средневековых русских былин. Согласно реконструированным языческим преданиям, Алатырь - "белый камень", упал с неба на священный центр Земли, расположенный на море-океане, на острове Буяне. На упавшем камне были начертаны законы небесного бога Сварога. Согласно славяно-арийским ведам остров Буян находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири. В "Книге света" высказана гипотеза, что это земля и является Беловодьем (?) .
Повторение одинаковых сюжетов в мифах народов, значительно удаленных друг от друга подсказывает вывод о едином источнике этих сведений. Мифические черты "чистой земли" повторяются в традициях разных культур и имеют одинаковые характеристики. Сегодня трудно выделить оригинальные черты, присущие только острову Шамбала, все они имеют аналоги в более ранних рассказах о легендарной цивилизации гипербореев, о мировой горе Меру, Алатырь-горе, о лучезарном Швета-двипа или Белом Острове.
Согласно преданиям Европы, в давние времена на Севере, или "Край-земля", находилось волшебное царство - блаженные, арктические острова, населенные богами и богоподобными людьми - первыми прародителями людей. В этой блаженной стране никто не старился. До наступления холодов жизнь на этих островах была счастливой и беззаботной: цвели сада, и скот быстро нагуливал вес. В "Книге Велеса" говорится о том, что "две тьмы лет назад (т.е. 20 000 лет) древние арии - предки славян ушли с Севера, ведомые богом Сурья-Яром, из-за наступления великой стужи, ибо наступили холода, которые вызвал Черный Идол. Согласно легендам, изложенным в "Книге Велеса", приблизительно еще в III тысячелетии до н.э. земли от Финского залива до устья Оби были родиной ариев. По одной из версий, древняя священная земля ариев находилась где-то в устье реки Обь. Именно здесь, на Белом острове, легенды "Книги Коляды" помещают древнейший храм, бывший прообразом первого храма у священной Алатырь-горы. Любопытно, что на современной карте до сих пор имеется такой остров с названием Белый. Он расположен западнее Обской губы, севернее полуострова Ямал. "В мифах ненцев, населяющих тундру от Архангельска до Северного Урала и Енисея, описан этот Ледяной или Белый остров. На нем правит Ледяной хозяин Сэр-я-Тэта, т.е. царь Тэт. На Белом острове стоит железный чум, и все жители острова носят железную одежду, сапоги с железными когтями. На Белом острове пасется тысяча быков" . По преданию Белый остров поглотило море, так что остался торчать над водой только верх железного чума:
В "Книге Велеса" об исходе ариев с севера пишется так: "Пришла великая стужа. Праотцы были Яром уведены в Край Русский, ибо, оставаясь, они претерпели бы многое от ранних холодов: Мы - арии, пришли из Земли Арийской в Край Иньский. Сыновья Яруны: Кий, Щек и Хорив разделились на роды и пошли на юг и на запад: После другой тьмы был великий холод, и мы отправились на полдень, потому что там места злачные. Мы шли из Края Иньского мимо Земли Фарсейской".
В настоящее время приобрела популярность гипотеза о возможном существовании в более теплые древние времена острова (ныне подводный хребет Ломоносова в Северно-Ледовитом океане), ставшего прообразом "обители богов". Это была "Страна Живых", обитатели которой не знали ни болезней, ни смерти.
В сообщениях древних авторов часто упоминается цивилизация гипербореев, существовавшая якобы некогда на Крайнем Севере и ставшая прародительницей древних ариев. Местоположение Гипербореи весьма туманно, никаких археологических следов ее до сих пор не обнаружено. Большинство современных исследователей предполагают, что Гиперборея могла располагаться где-то на русском севере. Однако древнегреческий автор Диодор Сицилийский, живший в I веке до н.э., со ссылкой на некие древние предания сообщает в своем труде "Историческая библиотека": ":На Океане, напротив страны кельтов, находится остров, величиной не меньше Сицилии. Этот остров лежит на севере и населен гипербореями: остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды: Есть на острове прекрасная роща, посвященная Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный многими приношениями; есть также город, посвященный этому богу:" . Если принять во внимание общепринятое утверждение историков, что кельты проживали в древности на месте современной Германии и Франции, то напротив страны кельтов будет расположен современный остров Великобритания.
Представления древних людей об окружающем мире не распространялись далеко от центра их проживания. В мифотворчестве разных народов "Земля Богов" - общее название для всех земель, расположенных далеко за горами на севере или там где восходит солнце, находилась, как правило, за пределами их досягаемости простыми смертными. Для древних греков Белый остров, располагался на Черном море (Понте Эвксинском), близ устья Дуная, практически на краю земли. Греческие географы называли гиперборейцами все народы, жившие выше Понта Эвксинского, Истра и Адриатического моря. Для древних шумеров это был земной рай в Дилмуне, по их версии - "остров блаженных" - это современный остров Бархейн в Персидском заливе, он же "остров мертвых" для египтян. В индо-арийском мифах "лучезарный остров", прародина ариев, располагался севернее горы Меру в заполярной области мрака, где солнце встает только один раз в году. Именно оттуда, как сообщается в древнеиндийских эпических произведениях "Махабхарате" и "Рамаяне", арии переселились после похолодания в южные области. В представлении тибетцев "светозарная Шамбала" размещалась также на недоступном расстоянии где-то на севере, рядом с горой Меру.
ГОРА МЕРУ
В индуской традиции Мироздание часто изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается Меру - "Полярная гора". На буддийских мандалах - картах космоса в центре также находится гора Меру, иногда ее называет Сумэру, вокруг которой расположено четыре больших острова - "двипа", и за ними восемь малых "двипа". В Монголии до сих пор можно встретить обо, сооруженное по буддийской символике и отражающее представление об устройстве мира, вокруг большой насыпи или каменного тура, символизирующую мировую гору Меру, располагаются по сторонам света двенадцать малых пирамид камней, соответствующих 12 "двипам" - островам или частям мира.
В книге ламы Ваджрадара Мэргэна "О сооружении обо" говорится: "Вокруг большой насыпи делается ещё двенадцать малых, так что все тринадцать обо представляют весь мир, как его изображают буддисты, т.е. средняя насыпь соответствует горе Сумэру (Меру), а прочие малые - 12 двипам (островам) или частям мира".
В книге А.М. Позднеева "Очерки быта буддийских монастырей": "В Монголии обо, при котором чествуются драконы, приглашая для сего целый сонм ламства, является теперь уже в измененной форме, в которой все приурочено ламами к буддийской космологии. Обо, чествуемое ламами, представляет теперь не одну груду камней, как у шаманистов, а целых тринадцать: срединная из них бывает самая большая и, по толкованию лам, она знаменует собой гору Сумэру, от нею по сторонам света располагаются груды поменьше, - они знаменуют собой четыре тиба (санкр. - двипа): по бокам этих последних находятся ещё меньшие груды - это восемь малых тибов. Все это, однако, уже измышления позднейшего времени, к каковому должно отнести и составление молитв и учреждение обрядов, при которых совершается ныне чествование обо" . В мифологии индуизма и буддизма Меру - священная гора, находящаяся в центре Вселенной. Оккультные учения помещают её в самый центр северного полюса Земли. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывают небожители и проживали величайшие боги самых ранних ведийских времен.
В более поздних индийских мифах, Меру уже присутствует в перечне 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и возвышающихся над водой. В публикациях последнего времени с горой Меру безосновательно стала отождествляться гора Кайласа . Перенос удаленных мифических мест и сказаний в область своего проживания свойственен большинству народов древности. Миф о Меру восходит к доарийским временам и под этой горой подразумевалась "полярная гора", расположенная на далеком севере. Древний эпос описывает земли лежащие за Гималаями: хребты Тибета и Памира, пустыни Средней Азии, непроходимые леса и характерные детали для полярных областей и арктических феноменов (полярное сияние). На краю этой области высятся горы Меру, северный склон которых - побережье Молочного моря - великого Северного моря.
В индийском эпосе "Махабхарате" Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина именуется Мандара. "На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах. У подножия Меру - "обители богов находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море. Мифологические представления скифов, индоиранских племен помещали Меру на севере в полярной области, в области мрака и снега, "где вращаются звезды, Луна и Солнце". В представлении древних людей горы протягивались с запада на восток. Общими для этих мифов сюжетом являлось описание сказочной обители за священными горами - "страны блаженных". Священная обитель находилась на северном склоне Меру, на побережье Молочного моря - северного Ледовитого океана.
"Махабхарата" так описывает гору Меру: "Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа ("Светозарный Белый остров") . Эта страна описывается, как: "страна вечного счастья", "повсюду стада антилоп и стаи птиц", "племя не знает ни болезней, ни слабости возраста", "уйдя туда, вновь в этот мир не приходят", "на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото". Это - "Земля избранных", "Земля святых", "Земля блаженных". Сюжетные детали очень схожи с более поздним описанием Шамбалы в тибетских мифах.
"В отдаленном северном краю, высоко на вершинах Меру и на его склонах у берегов Молочного северного океана, находилась обитель богов и страна "блаженного народа". Из земного мира сюда могли попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания своей жизни. Там был рай бога Индры: "Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят". Живыми в ту страну могли вознестись, как считали древние индийцы, лишь некоторые прославленные герои или мудрейшие риши. Но попадали они сюда чудесным образом, по божественному соизволению, лишь на крыльях священной птицы Гаруды. Иначе никто из людей не мог попасть в ту далекую страну. Высоко над злом возвышается страна "вечного счастья. Здесь не холодно и не жарко. Покрытая рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, все благоухает ароматами цветов. Здесь не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны все равны между собой, не знают забот и горя; наслаждаются всеми благами жизни" .
"Гора Сумэру, по космологии буддизма, состоит из четырех драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Согласно этому ламы по четырем сторонам возвышения, делаемого на мандале и долженствующего изображать гору Сумеру, вставляют отдельные кусочки серебра, ляписа, лазурита, яхонта и золото" .
В буддийской космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. Возможно, фрагменты этих мифов легли в рассказ Е. Блаватской о Шветадвипа - Белом Острове, который она в своей "Тайной доктрине" перенесла с северного Молочного моря в центральные районы Азии в пустыню Гоби и почему-то назвала Шамбалой. В индийской Ригведе и иранской Авесте дается точное указание местонахождения горы Меры на северном полюсе, это представление было общепринятым в древнеиндийской традиции. Версия Е. Блаватской ("Тайная Доктрина") о местонахождении "лучезарного острова" - Шветадвипы на месте бывшего внутреннего моря Азии на территории современной Гоби, не совпадает с общепринятой гипотезой о его заполярном местонахождении. Известно, что крупные водоемы Азии исчезли вследствие вздымания всей территории 41 млн. лет назад, т.е. до появления человека и с тех пор ландшафт пустыни Гоби был безводным.
БЕЛОКУРАЯ РАСА, ДИНЛИНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ГОБИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В 1999 г. на берегу озера Орог-нур я был крайне удивлен, услышав подтверждение легенды от местного жителя, который не только слышал о Белом Острове, но и уверенно показал на современной карте его местоположение: "на 300-метровом выступе, находящемся в степи, примерно, в 70 км северо-западнее озера Орог-нур". Горный массив Bayan Tsagan Uul высотой 3452 метра - весьма подходящий объект для того, чтобы спрятать не только маленькую общину, но и целый город. Именно здесь путешественники неоднократно встречали необычно высоких людей с длинными волосами и продолговатым лицом, избегающих каких-либо контактов. Tsagan Uul (Белая гора) и ближайшие горы Алтайского Алтая известны многочисленными находками, свидетельствующими о проживании здесь человека 700 тыс. лет назад. Проводимые в этом районе исследования с 1995 г. российско-американо-монгольской археологической экспедиции выявили зоны, которые представляются ученым ключевыми для решения проблемы первоначального освоения человеком центральных областей Азии. Новые полученные археологические факты ставят под сомнение, что прародина человека привязана к тропическому лесу.
История Центральной Азии наиболее подробно отражена в классических трудах русских востоковедов Н.Я. Бичурина, Л.Н. Гумилева, Г.Е. Грумм-Гржимайло. В их научных работах, ставших наиболее авторитетными источниками информации о древней Азии, прослежена вся известная на сегодня история кочевых, взлет и падение этносов, рождение и распад могущественных империй. Среди большого количества народностей, населявших поочередно на протяжении веков степные пространства Гоби, учеными особенно выделена загадочная древняя белая раса, происхождение которой до сих пор неясно. Китайские летописи III тыс. до н.э. сообщают о древних народах ди и динлины, живших с незапамятных времен в Центральной Азии. Их отличительной особенностью были европейские черты лица: продолговатое лицо, белый цвет кожи, светлые глаза, белокурые волосы. В генеалогическом древе азиатских народностей динлины размещены у его основания, от них затем появились народы китайцы-ся, сяньби, хунны, тюрки и т.д. Родиной загадочных племен динлинов и ди китайские летописцы называют "песчаную страну Шасай", так в древности называли современную пустыню Гоби. В те времена Гоби не была так безводна и пустынна, в ней было больше степных участков и оазисов с озерами и лесом. О динлинах китайские хроники дают чрезвычайно скудные сведения. Из древнего китайского указания "Бэй-шы" известно, что народное название ди изменилось на динлин при переходе их на северную сторону Гобийской пустыни и переселении на юг Сибири. Впоследствии Саянские горы китайцы назвали в своих летописях "Динлин".
Указание "Бэй-шы" подтверждается и китайской надписью на орхонском памятнике, воздвигнутом в 732 году, которая гласит, что песчаная страна, граничащая с Китаем, т.е. южная окраина Гоби, была родиной динлинов .
Г.Е. Грумм-Гржимайло в третьем томе своего труда "Западная Монголия и Урянхайский край" пишет: "Приближаясь к народам индо-китайской группы по языку, динлины по своим физическим признакам и психическим особенностям принадлежали к той белокурой расе, которая некоторыми антропологами считается первобытной в Европе".
Существует ли какая либо связь древней белокурой расы, родиной которой является Гоби, с мифическим Белым Островом или таинственным Духовным центром в Гоби неизвестно. Можно ли предположить, что Белый Остров существовал в Гоби во времена не столь отдаленные, а именно в III тыс. до н.э., когда по свидетельству геологов уже не существовало больших внутренних морей в этой местности?
Германские ученые Эскард и К. Хаусхофер, ставшие идейными вдохновителями нацистского духовного общества Туле, основывались на древней легенде, свидетельствующей, что "тридцать или сорок веков назад в Гоби, т.е в III тыс. до н.э существовала высокоразвитая цивилизация". Посвященные из группы Туле были убеждены, что именно оставшиеся в живых из цивилизации Гоби и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев.
Знаменитый американский ясновидящий Эванс Кейси, наряду с широко известными сообщениями об Атлантиде, оставил также загадочные указания на существование древней цивилизации на земле современных монголов. По его "чтениям", когда атланты за 10,5 тыс. лет до н.э. переселились в Египет и Центральную Америку, существовала страна Гоби, в которую направлялись посланники атлантов. В его чтениях встречаются фразы: "Он был переводчиком с языков атлантов и Гоби: Он готовил посланников в страну Гоби". ("чтения" 1847-1 и 3420-1). Пророчество Эванс Кейси (1167-2): "В стране Гоби, на земле современной Монголии, предстоит раскопать город с Золотым Храмом, где будет найдена женская статуэтка из чистого золота и предметы из такого сплава железа и меди, который с тех пор людьми не применялся". Пророчество Эванса Кейса ещё не сбылось и вдохновляет искателей сокровищ. Раскопки археологов подтвердили существование на территории современной Монголии в III - II тыс. до н.э. крупного центра по производству меди и бронзы. Найденные древние золотые предметы поражают ювелиров своей филигранной обработкой и утонченным золотым узором толщиной в человеческий волос, секрет изготовления которого утерян во времени веков, но найти следов так часто упоминавшейся "гобийской цивилизации", пока никому не удалось.
Вряд ли удастся восстановить реальную картину "первых времен" и точно отождествить древние мифологические названия с современными координатами на географической карте. Привязка гипотических святых земель к современным местам весьма условна и их определение на современной карте из-за отсутствия точных свидетельств в большинстве случаев остается спорной. В исторических летописях и сказаниях Белый Остров размещали на севере, откуда пришли древние арии - предки белых людей.
АРКАИМ - ПРОТОГОРОД АРИЕВ
Сенсационные открытия последних двух десятилетий археологами в южном Зауралье более двадцати городов рубежа III-II тыс. до н.э.: Аркаима, Сарым-Саклы, Синташты, Устья, Аландского и др., названных "Страной городов" - по одной из гипотез прародины древних индоиранцев - ариев, хорошо вписываются в гипотезу полярной версии местонахождения Шветадвипы в древние времена. Полярная прародина индоиранцев описана в знаменитых памятниках письменности "Ригведе" и "Авесте". Согласно славянской "Книге Велеса" эти города были построены при исходе арийских народов с севера, и были ими также оставлены, когда арии двинулись еще дальше на юг. Протогород Аркаим был случайно обнаружен в 1987 г. у слияния рек Утяганки и Караганки и сразу стал мировой сенсацией. Он оказался ровесником египетских пирамид и знаменитого Стоунхеджа в Англии, его возраст определили в 3800 лет. По мнению ученых, обнаружены уникальные остатки одной из древнейших цивилизаций человечества, возможно, это города ариев, родина которых до сих пор была неизвестной. Это еще предстоит доказать ученым. Территория "Страны городов" протянулась на 350 км с севера на юг по восточным склонам Уральских гор. В "Веде славян" подобный город именуют Кайле-град, т.е. круглым городом. Археологи раскопали спиралевидные, ни на что не похожие строения, с мощными двойными оборонительными стенами высотой 5 метров, сложенными из грунтовых блоков в сочетании с вкопанными вертикально деревянными столбами, плавильные печи, ремесленные мастерские, гранитные статуэтки длинноухих людей не встречающихся в известных культурах мира. Обнаруженные в аркаимских захоронениях двухколесные боевые колесницы признаны сейчас самыми древними в мире. Внутренняя часть города была полностью изолирована от внешней части города стеной высотой 7 метров и шириной 3 метра. Геометрия построек Аркаима четко выверена, что позволяет выдвинуть гипотезу об астрономическом предназначении построек. Всякий входящий в город проходил в него по спиралевидным проходам, по ходу солнца, по часовой стрелке. В плане город Аркаим напоминает изображение загадочной северной Шамбалы на тибетских танках - такая же кольцевая структура с двумя защитными периметрами стен. Основа планировки Аркаима - два концентрических кольца стен (диаметр внутренней стены - 85 м, внешней - 145 м), два кольца жилищ и круговая улица. В центре квадратная площадь. Самое загадочное, что по версии археологов древние жители организованно покинули свои города, как в свое время майя по неизвестной причине оставили свои города на полуострове Юкатан в Мексике. В отличие от исхода майя из своих городов, Аркаим предварительно подожгли, предварительно вынеся все ценное из жилищ. Потомкам остались только каменные стены и одни вопросы для исследователей. Высказывается предположение, что жители "Страны городов" ушли организованно из своих поселений из-за похолодания на планете на юг.
АГАРТИ - "НЕУЯЗВИМАЯ СТРАНА"
Из трех мифических названий: Белый Остров, Агарти, Шамбала - европейскому читателю наиболее известна Шамбала, впервые описанная в "Калачакре-тантре" и неоднократно упоминаемая в тибетских летописях. Мифы об Агарти или Агартха (санскрит., "недоступный", "неуязвимый") подобны мифам о Шамбале, но гораздо менее распространены и почти не изучены. Распространению сведений об Агарти способствовала публикация Ф. Оссендовского о его скитаниях в Монголии, в которой рассказывалось о мифической подземной стране. В конце XX столетия в энциклопедических справочниках уже значилось, что в мифологии монгольских буддистов, Агарти - таинственная подземная страна, где живут древние посвященные, тайно руководящие ходом мировых событий. Это "сокровенный мистический центр Земли", "наследие солнечной династии", "местонахождение Царя Мира" находится на территории Монголии. Единственная и существенная деталь - в самой Монголии ни историки, ни ламы, ни местные кочевники никогда ничего не слышали о подобной стране. Возможно, по простой причине книга Ф. Оссендовского на монгольский язык ни разу не переводилась, а русского издания нет в архивах центральной библиотеки Улан-Батора.
Единственными и до сих пор неподтвержденным источниками информации о таинственной Агарти остаются схожие по описанию этого центра публикация Ф. Оссендовского (1922 г.), занимавшего в период гражданской войны в России пост министра финансов в правительстве Колчака и бежавшего впоследствии в Монголию, в книге рассказывается об его скитаниях по Монголии в годы гражданской войны, и работа Сент-Ива д`Альвейдра "Миссия Индии" (1866 г.). Оба автора утверждают о существовании подземного мира - духовного центра, который имеет нечеловеческое происхождение, и хранит Изначальную мудрость, передавая ее сквозь века от поколения к поколению тайными обществами. Жители подземного мира намного превосходят в своем техническом развитии человечество, овладели неведомыми энергиями и по подземным ходам связаны со всеми континентами. Сравнительный анализ обеих версий мифа об Агарти выполнил в своей работе "Царь Мира" французский ученый Рене Генон: "Если действительно существуют две версии этой истории, происходящие из источников, весьма удаленных друг от друга, то было интересно их отыскать и провести тщательное сравнение". По версии Сент-Ива, получившего информацию из индийского источника, все сведения об Agartha (Агартха) получены им "от афганского принца Харджи Шарифа, посланника Всемирного Оккультного Правительства" и центр Агартхи расположен в районе Тибета. В парижском издании его книги в 1886 г. есть интересный абзац: "В определенных регионах Гималаев, между двадцати двумя храмами, которые представляют 22 Аркана /тайн, тайных мест/ Гермеса и 22 буквы определенного священного алфавита, Агарта образует Мистический Ноль Cero Mistico, то что невозможно найти....". В рассказе Ф. Оссендовского, основанного на монгольских источниках, это загадочное государство именуется названием Agharti и вход в царство Агарти, при поверхностном прочтении его книги, кажется, что находится в Монголии. Так, и посчитали последующие авторы, пересказывающие этот миф. С течением времени укоренилось убеждение, что миф об Агарти относится к мифологии Монголии и соответственно загадочная подземная страна, будто бы расположена в самом сердце Азиатского материка. К сожалению, источники происхождения мифа об Агарти так и не были установлены. Исходя из анализа идентичных пересказов Сент-Ива д`Альвейдра и Ф. Оссендовского знаменитый "исследователь Традиции" Рене Генон делает вывод, что "Агартха является единственным подлинным центром эзотерического Посвящения, который противостоит демонической псевдо-духовности Шамбалы, питающий идеологию теософов, оккультистов и спиритов" .
Долгое время я также был убежден, что Агарти нужно искать в Монголии, там, где скитался Ф. Оссендовский, о чем он и написал свою знаменитую книгу. Но оказалось, что в Монголии нет, и никогда не было озера Ноган-Куль, о котором упоминает Ф. Оссендовский в связи с Агарти, и самое главное не удалось за 10 лет поездок по Монголии найти хотя бы одного человека, который хоть что-нибудь слышал об этом мифе. Монголы, на расспросы об этом озере, обоснованно замечали, что "Ноган-куль" - это тюркское название, в Монголии озера имеют приставку "нур". Поиски этого озера в результате привели меня в Западный Саян, на юг Сибири. Вот как первоначальная информация звучит в тексте Ф. Оссендовского: "Старики, живущие на Амыле, рассказывали мне древнюю легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от ига Чингисхана, скрылось в подземную страну. Потом неподалеку от озера Ноган-Куль один сойот показал мне закоптелые ворота, ведущие, по его словам, в то самое царство Агарти" . Река Амыл, является притоком р. Туба, которая впадает в Енисей и находится севернее Кызыла в Западном Саяне, где исконно проживали сойоты. Перевал НОГАН-ХОЛЬ (2А, 3460 м) находится в южной части хребта Музур-Тайга между вершинами Ак-Оюк и Бельды и соединяет верховья р. Онгулук-Оюк (бассейн р. Шуй) и долину р. Чинге-Хем. В долине левого истока р. Онгулук-Оюк находится два озера. Удалось найти описание этой местности: "Поднявшись на зеленые травянистые холмы, выходите к озеру. От границы леса до него 1 час хода. Продолжая подъем по луговинам, через 1,5 часа выходите ко второму озеру Ноган-Куль, которое находится у черных скальных стен цирка и по размерам значительно больше первого. Перед этим озером надо перейти по камням через реку на правый берег и подняться на бараньи лбы слева по ходу. Обходя по крупнокаменистой осыпи и снежникам боковые отроги хребта, выйти на конечную морену ледника Бельды. От верхнего озера сюда 50 минут хода". Через эти места уходил из Красноярска в Монголию, поднимаясь по долинам рек Енесея и Амыла и перевалив хребет Западного Саяна через Алжиакский переход, Ф. Оссендовский. Именно, здесь в Туве, он впервые услышал от сойота рассказ об Агарти.
Остается добавить, что барон Р.Ф. Унгерн в 1921 г., с четырьмя полками казаков освободив Ургу от китайских войск, посылал верных людей в Тибет на поиски подземной страны Агарти, в которой, как он верил, спят трехметровые великаны и Князь Тьмы. Вторая экспедиция не вернулась. Почему барон Р.Ф. Унгерн послал людей в Тибет, а не в Западный Саян остается загадкой.
В дневниках знаменитых путешественников по Центральной Азии миф об Агарти не упоминается ни одним из исследователей. Об Агарти ничего не сообщает в своих работах Е. Блаватская. Среди легенд и исторических преданий, собранных Г.Н. Потаниным во время его путешествия 1884-1886 гг. по Монголии, нет упоминания Агарти. Не удалось найти и каких-либо подтверждений по этой теме у современных монгольских историков и у лам в монгольских монастырях. Тем не менее, в последние годы, появляются все новые журналистские публикации, пересказывающие на свой лад сведения Ф. Оссендовского об Агарти. С каждой новой публикацией подземное святилище Агарти в шкале ценностей добро-зло, превозносится все выше Шамбалы и наделяется все большей человечностью, добротой и мудростью.
Согласно знаменитой среди тибетских мудрецов "Книге Дзян", в мире существует два источника силы:
"Источник правой руки", проистекающий из подземного святилища, из оплота медитации, символического града Агартхи (Агарти). Это - источник силы, порожденный созерцанием.
"Источник левой руки" - это средоточие материальной мощи. Он струится из города, расположенного на земной поверхности. Это град насилия, именуемый Шамбалой, над которым властвует "Царь Страха". Тот, кто заключит с ним союз, станет владыкой мира" .
В пересказе Рене Генона легенда повествует: "После гобийской катастрофы учителя высокой цивилизации, обладатели знания, сыны Внешнего разума, поселились в огромной системе пещер под Гималаями. В сердце этих пещер они разделились на два "пути", правой и левой руки. "Первый путь" назвал свой центр "Агарти" ("Скрытое место добра") - и предался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. "Второй путь" основал Шамбалу, центр могущества, которой управляет стихиями, человеческими массами и ускорят приход человечества к "шарниру времени". Маги-водители народов могут заключить договор с Шамбалой, принося клятвы и жертвы" . В "Царе Мира": "В настоящий период нашего земного цикла, то есть в Кали-Юга, эта Святая Земля, охраняется стражами, скрывающими ее от взглядов непосвященных, обеспечивая при этом некоторые связи с внешним миром, на самом деле является невидимой, недоступной, но только для тех, кто не обладает необходимыми качествами, чтобы туда попасть".
Миф об Агартхе (Агарти) стал популярным из-за рассказа о Царе Мира. Сент-Ив говорит о верховном главе Агартхи в качестве "Верховного жреца", а не "Царя Мира". По Сент-Иву высший глава Агартхи носит титул Brahatma и может говорить непосредственно с Богом. В его описании центр Агартха: "собрал наследие древней Солнечной династии (Surya-vansha), которая некогда обитала в Ayodhya, и ведет свое происхождение от Vaivaswata, Manu настоящего цикла" . Ф. Оссендовский приводит подробные сведения о таинственной подземной стране Агарти и Царе Мира, упоминает о разговоре с Дже-ламой, который сказал ему: "Только один человек из всех живущих знает священное имя Царя Мира, только один из всех посетил Агарти. Этот человек - я". Древняя легенда рассказывает о подземной стране, известной еще во времена Чингисхана, вход в которую расположен неподалеку от озера Ноган-Куль в Туве, Западном Саяне. "Более шестидесяти тысяч лет тому назад некий святой скрылся со своим племенем под землей, и никто их больше не видел. В подземном царстве побывали многие - среди них Шакья-Муни, Ундур-гэгэн, Паспа, султан Бабер и другие. Ныне же никто не знает, где находится это царство. Кто говорит - в Афганистане, кто - в Индии. Люди там не ведают зла, в царстве не бывает преступлений. Там мирно развиваются науки, и погибель ничему не грозит. Подземный народ достиг необыкновенных высот знаний. Теперь это большое царство с многомиллионным населением, которым мудро управляет Царь Мира. Ему ведомы все скрытые пружины мироздания, он постигает душу каждого человеческого существа и читает великую книгу судеб. Он тайно управляет поведением восьмисот миллионов человек на земле, все они исполняют его волю. Это царство называется Агарти. Оно тянется под землей по всей планете. В Агарти просвещенные пандиты записывают на каменных скрижалях все знания нашей планеты и других миров" . Согласно рассказу Ф. Оссендовского "народ, доселе неведомый никому" выйдет на поверхность земли, в случае "когда земля опустеет, когда на земле воцарится мрак и смерть, когда из десяти тысяч выживет лишь один", благодаря генофонду человечества, сохраняемого в подземельях Агарти, будет суждено возродить на земле новую жизнь.
По сведениям Ф. Оссендовского подземная страна Агарти, система пещер и тоннелей, простирается под всеми континентами планеты. В сказаниях о Шамбале также часто присутствует рассказ о протяженных подземных проходах, часто заканчивающихся каменной дверью, "никем никогда не открытой". Проходы защищены перед непрошеными гостями умерщвляющими газами и силовыми полями. Н. Рерих: "За каменной дверью в пещере скрыты тайны для будущего, но сроки им еще не пришли: Много говорят монгольские проводники про подземные ходы. Ищи в песчаных? холмах вход в тайные подземелья. Вход в них очень узок, но затем он расширяется и приводит в целый подземный город: Бурятский лама сообщает, что когда он шел в Шамбалу, то его вели подземным ходом. Ход иногда так сужался, что с трудом могли протолкнуть племенного барана, которого вели в заповедное место" .
В "Сокровенном сказании монголов" можно прочитать о походе Чингисхана к горам Кунь-Лунь, во время которого они встретили людей, живущих в обширных пещерных системах. Этот же факт отражен в сочинении Плано Карпини 1247 г., за несколько десятилетий до Марко Поло посетившего Центральную Азию и составившего первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. В своих письменных свидетельствах он пишет: "Прежде чем дойти до гор, войска Чингисхана шли более месяца по обширной пустыне. Они прошли по большой степи и добрались до некоей земли, где, как нам передавали за вполне достоверное, они видели наезженные дороги, но не смогли найти ни одного человека; но они так усиленно искали по земле, что нашли одного человека с его женой, которых привели пред Чингисхана; и, когда он их спросил, где находятся люди этой страны, те ответили, что они живут в земле, под горами" .
Интересное упоминание об Агарти есть в книгах "Агни-йоги", составленных Е.Рерих: "В каждой легенде есть часть истины. Говорят о подземном народе Агарта, - такого народа нет. Но основание сказания зародилось около Нашей Обители. Ходы подземные не существуют в таком размере, как указано в легенде, но все-таки у Нас имеются подземные ходы довольно распространенные. В других сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, - оба сказания имеют отношение к Нашей Обители. Было бы неразумно отринуть все сказания, не вдумываясь в их смысл. Каждое из них хранит самое точное указание, часто намеренно прикрытое. Нередко Мы сами ограждаем смысл легенды, ибо иначе познавание местных жителей может раскрыть многое". Е.И. Рерих в одном из своих писем писала: "Также не следует считать труд Сент-Ива д'Альвейдера "Агарта" замечательным и правдивым рекордом. В действительности, он посещал Агарту своего собственного воображения и нагромождений тонкого мира. Сент-Ив был типичным психиком и медиумом. Потому описания его так расходятся с истиной. Именно, его Агарта ничего общего с Белым Братством не имеет. Обманчива область психизма. В тонком мире много любителей персонифицировать Великие Образы. Книги Сент-Ива д'Альвейдера, книги Шюре - яркие примеры медиумистического творчества, и базироваться на них невозможно. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите биографию Сент-Ива д'Альвейдера, и многое станет понятным".
В заключительной главе своей книги Ф. Оссендовский отступает от документального описания своих скитаний и приводит удивительные сведения о Царе Мира, управляющим подземной страной Агарти. От первоначальной ссылки на первых страницах книги на рассказ сойота о входе в подземное царство Агарти около озера Ноган-Куль в Туве в последней главе рождается миф на тему полой земли с протяженными подземными ходами между всеми континентами Земли, подобный сюжетам из приключенческих романов Жюль Верна. После публикации сочинения Ф. Оссендовского в 1922 г., за последующие 80 лет ни одному исследователю древних традиций, даже такому серьезному мыслителю, как Рене Генон, не удалось найти никаких дополнительных сведений в исторических документах или дошедших до нас мифах, подтверждающих рассказ Ф. Оссендовского о Царе Мира и подземном царстве Агарти. Почти идентичные фантастические пересказы сведений об Агарти в сочинениях Сент-Ива и Ф. Оссендовского остались единственными в истории человечества.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram